Горит – и ладно?
Больше двух недель никто не может потушить торфяной пожар в Ленобласти.
22 апреля добровольные лесные пожарные Гринпис с помощью термоспутника отметили вспышку на болоте в десяти километрах от поселка Борисова Грива (Всеволожский район).
Выехав на точку на следующий день, они обнаружили несколько травяных пожаров, пущенных, видимо, местными жителями. Палы быстро потушили, но худшие подозрения активистов оправдались: горящая трава подпалила торф, и образовалось несколько очагов торфяных пожаров.
"Мы сразу же связались с лесной пожарной охраной, на место выехал их специалист, но выяснилось, что болото не принадлежит лесному фонду, а значит, лесники его тушить не имеют права, – рассказывает координатор добровольных лесных пожарных Гринпис в Петербурге Наталья Максимова. – Тогда мы сообщили в МЧС. К сожалению, на нашу заявку не отреагировали".
Через несколько дней гринписовцы организовали выезд на болото десятка добровольцев. За день им удалось потушить шесть очагов, но осталось еще около десятка, расположенных на протяжении двух километров. По словам Максимовой, справиться силами активистов было бы крайне сложно – по-хорошему, для этого нужен бульдозер, которого у Гринпис нет. Снова сообщили по телефону 112 в МЧС.
Но когда через неделю, 3 мая, Максимова выехала на место, обнаружилось, что торфяные кучи все так же дымят. Тогда она разместила сообщение о пожаре и о бездействии МЧС на лесном форуме Гринпис. Разразился скандал.
Вид на травяной пал под Борисовой Гривой
"Наш форум читают все профильные чиновники, – рассказывает Максимова. – Сразу принялись искать виновных. Мне угрожали прокуратурой за ложные сведения".
Как полагает руководитель лесопожарного центра МЧС по Ленобласти полковник Валерий Леоненков, Гринпис напрасно принялся поднимать тревогу: "Мы знаем об этих очагах с 15 апреля, выезда техники они не требуют. Их тушить должна областная подсистема РСЧС, которая находится в подчинении местных властей".
"Прямого выхода на РСЧС для простых граждан нет, – поясняет Наталья Максимова. – В любом случае решать, кто будет тушить данный конкретный пожар, должны МЧС внутри своей структуры. Но этого не произошло".
Между тем в наших краях проездом оказался руководитель Противопожарной программы Гринпис России Григорий Куксин: он обследовал соседние области. Пришлось заехать на пожар и в Ленобласть.
В понедельник, 5 мая, Куксин и Максимова в сопровождении корреспондента "Новой" выехали на место и обнаружили, что пожары все так же продолжаются. По ходу дела потушили пару новых травяных палов и даже устранили новорожденный торфяной пожар в зародыше. Однако справиться с уже имеющимися очагами малыми силами нереально.
Добровольные пожарные Гринпис тушат травяной пал
"Из-за аномально малоснежной зимы по стране идет уже множество пожаров, – говорит Григорий. – Горит в Иркутской области, в Забайкалье, в Амурской области. Так как после схода снега торф на осушенных болотах очень слабо пропитан водой, повсюду уже начинаются торфяные пожары. Если тушить их сейчас, пока не успело разгореться, это не потребует больших сил и средств. Но если не обращать на них внимания, месяца через два разгорится по-настоящему, и тогда малой кровью будет уже не обойтись – дымом может затянуть и Всеволожск, и даже Петербург. Сейчас под Борисовой Гривой непосредственной опасности лесного пожара нет, высылать боевую машину МЧС не надо. Достаточно в течение нескольких дней прислать бульдозер или десяток человек с мотопомпами – за день они справятся. Однако в МЧС считают, что если в данный момент нет непосредственной опасности, то вообще ничего делать не надо. В результате мы имеем гигантские торфяные пожары летом. Хотя раньше с подобным в Ленобласти мы не сталкивались – МЧС обычно реагировало адекватно".
Вмешательство известного всей стране первого пожарного Гринпис наконец возымело действие. С места он позвонил и по телефону "112", и полковнику Леоненкову, который обещал на следующий же день прислать на место комиссию. "Сегодня, во вторник, комиссия с утра уже работает", – подтвердил "Новой" Валерий Леоненков.
Однако кто и когда будет тушить торф – пока до сих пор непонятно. Интересно, что меньше чем в ста метрах от торфяных пожаров проходит подземный газопровод "Северный поток". Пока непосредственной опасности для газовой магистрали нет, однако если это дело запустить... температура горения торфяного пожара достигает 600 градусов.
Григорий Куксин показывает, что в сотне метров от Северного потока горит торф
Предупреждение "огнеопасно", поставленное вблизи Северного потока, обгоревшее в результате травяного пожара
В качестве главной причины возникновения весенних пожаров Григорий Куксин называет весенние палы. "Палы – это однозначно плохо, – поясняет эксперт. – Агрономического смысла в них нет никакого, просто дурацкая традиция, идущая еще от подсечного земледелия. Для кого-то весна не весна, если траву не поджечь, а зачем – уже дело десятое. Хотя уже в этом году только в Амурской области пострадало девять пожарных, двое из них погибли от ожогов".
Устранение только что маленького начавшегося торфяного пожара. Потребовалось два ведра воды и серьезная работа лопатой
По словам Куксина, травяные пожары – настоящая беда. Многие россияне поджигают траву весной. Такие пожары не подлежат статистическому учету в соответствии с приказом МЧС о порядке учета пожаров. То есть на вызов пожарные обязаны выехать и вызов зафиксировать, но официально их как бы не существует.
Выгоревшая после травяного пожара полоса
"Существует легенда, что полезно поджигать кормовые луга – якобы скотина будет лучше питаться, если выгнать ее на такой луг. Но легенда не подтверждается, в том числе научными данными, о чем было официальное разъяснение Минсельхоза, – рассказывает Григорий. – Да и скотины-то давно никакой нет, а жечь продолжают. Легенда живет. Оптически на месте прошедшего травяного пожара кажется, что трава вырастает гуще и зеленее – но только потому, что старая сгорела и не добавляет к зеленому цвету "старого" желтого. Хотя трава на самом деле при этом хуже и слабее, гибнут насекомые, мелкие звери, молодые деревья. На пустырях, где каждый год зажигают палы, никогда не вырастет лес. Однако клещей можно подцепить и на выгоревших участках – что однозначно подтверждает наша практика. Поджигатели прекрасно понимают, что эти травяные пожары несут опасность. Сейчас уже поджигают наперегонки, как только ветер от их населенного пункта, – чтобы соседи не подожгли первыми и они сами не сгорели. В результате погибло много людей уже в этом году, поселения пострадали. Кстати, нынешней весной именно страх, что соседняя деревня подожжет первой, был самой популярной причиной поджогов.
Один из очагов торфяного пожара. С помощью специального термометра Григорий Куксин измеряет температуру: на глубине около одного метра - до 120 градусов
Справка "Новой"
Всего в Петербурге и Москве около трехсот пожарных-волонтеров Гринпис. Все они хорошо обучены и оснащены, что доказывается практикой: за все время существования проекта не было ни одного погибшего, а среди питерских – даже ни одного пострадавшего от огненной стихии. Основные функции, которые берут на себя добровольцы, – обнаружение лесных пожаров и тушение возгораний небольшой сложности. Серьезными пожарами должны заниматься профессионалы, оснащенные специальной техникой.
UPD. Комиссия, высланная МЧС, пожары все-таки нашла и приняла решение «о выравнивании территории и ее проливке с целью ликвидации тления».
На следующий день, 7 мая, тушить отправились сразу все: специалисты организации, в чем ведении находится сельскохозяйственное поле, лесники Кировского лесничества, личный состав 101 и 93 пожарных частей, служба пожаротушения ГУ МЧС России по Ленинградской области и оперативная группа 15 отряда Федеральной противопожарной службы.
- Спасибо, что все-таки откликнулись на наш сигнал, - замечает Наталья Максимова. – Однако требуется дальнейшая проверка качества тушения всех очагов торфяного пожара на этой территории, которую будут осуществлять добровольцы Гринпис России.