Фиаско ФСБ?
В первых числах июня будет вынесен приговор учительнице, которая заступилась за сирот в Чудово.
20 мая в Чудовском районном суде завершилось судебное следствие по делу в отношении Светланы Васильевой — преподавателя истории, всю жизнь учившей детей в деревенской школе, а ближе к пенсии неожиданно ставшей главой районного комитета образования в Чудове (городке в Новгородской области с населением 16 тысяч человек).
Ее судят за маленький подвиг, который следователи ФСБ превратили в «служебный подлог». Напомним: при дикой бюджетной нищете Васильева умудрилась купить квартиры для 14 чудовских сирот. Не потратила на это ни одной лишней копейки из казны. Не получила ни премий, ни грамот, ни даже похвалы. Новоселы в свое жилье въехали вовремя и все без исключения этому рады. Однако Светлану Валерьевну спецслужбы сегодня обвиняют в преступлении против государственной власти.
Это несуразное дело, как уже рассказывала «Новая», родилось в управлении ФСБ Новгородской области в марте 2012-го. За полтора года оно разрослось до десяти томов. Хотя суть «преступления» ничтожна.
По версии следствия, на тот момент, когда чудовские чиновники подписали акты приемки-передачи квартир для 14 сирот (15 декабря 2011 года), приняли постройки и перечислили деньги, «два жилых помещения в доме — квартиры Натальи Луниной и Владимира Кудасова — для проживания были непригодны». Сами Лунина и Кудасов так не считают. Пострадавшими себя они не признали.
Вся «непригодность» заключалась в том, что в одной из квартир надо было переклеить, а в другой — доклеить обои, и это застройщик сделал в короткие сроки. Все 14 сирот жильем довольны. Ни о каком материальном ущербе в этой истории речи тоже не идет. Тем не менее в июле 2013 г. Светлане Васильевой предъявили обвинение в преступлении по ст. 292 ч. 1 УК РФ «Служебный подлог». А в сентябре прошлого года дело передали в суд.
В обвинительном заключении говорилось: подсудимая «подорвала авторитет и престиж государственной власти», «действуя умышленно, из личной заинтересованности», «из личных побуждений, вызванных стремлением к карьерному росту». Однако ни «личной заинтересованности», ни «стремления к карьерному росту» в суде доказать так и не удалось. Никакого подлога Васильева не совершала — просто не могла совершить. Никакой выгоды не имела — никак не могла иметь. Не та ситуация, не те полномочия, не та должность. Уже даже если промолчать о том, что не тот человек.
— Я только подписала акт приемки-передачи квартир застройщиком заказчику, — подчеркивает Светлана Валерьевна, — я его не готовила, нигде ничего не дописывала, не исправляла, ничего в него не вносила, как мне вменили в вину. Подписала, потому что были представлены все необходимые документы с подписями всех ответственных лиц. У меня не было ни малейшего повода усомниться в надежности документов, в компетенции специалистов. Сама я не профессионал в строительной сфере. Даже если бы заметила какие-то «недоделки», не уверена, что восприняла бы их как препятствие для приемки. Акты подписывались в конце декабря. Год заканчивался. Надо было принять объекты и расплатиться. Деньги на жилье сиротам — это субвенции из областного и федерального бюджетов. Они выделяются на конкретный период. Если бы мы полученные средства не израсходовали в 2011 году, их бы пришлось возвратить назад, в бюджет. Обратно в район они бы уже не вернулись. Мы бы расторгли контракты на финальном этапе. Потеряли квартиры. Единственное, чего я боялась, — оставить детей-сирот без жилья.
Свою вину Васильева не признала.
15 апреля судебное следствие по делу завершилось (в первый раз). Судья Татьяна Уткина назначила дату вынесения приговора Васильевой — 23 апреля. Но в тот же день, по ходатайству обвинения, возобновила судебное следствие по делу. Помощник прокурора Новгородской области Сергей Ильин вдруг вспомнил, что необходимо вызвать в суд и допросить двух новых свидетелей — сотрудников ФСБ, которые ранее не допрашивались, а также «нужно посоветоваться о позиции обвинения с вышестоящим начальством».
В итоге процесс продолжался еще месяц. За это время в суде повторно допросили нескольких свидетелей, однако ни одного нового, тем более из спецслужб. Никаких новых доказательств обвинение также не предъявило. Смысл продления, с формальной точки зрения, не ясен. Фактически же с апреля — с тех пор, как за процессом пристально следят региональные и федеральные СМИ, — он стал публичным и резонансным. О резонансности свидетельствует и то, что после публикаций в прессе в суд было направлено обращение Общественного совета при Министерстве образования и науки РФ. Это письмо в защиту Светланы Васильевой 20 мая также приобщили к материалам дела.
Нелепое решение по нелепому обвинению родить теперь уже не так просто. А оправдательный приговор по громкому делу о коррупции, якобы раскрытому спецслужбами, — признание фиаско ФСБ. Какое решение в такой ситуации примет судья Уткина, станет известно уже скоро. 27 мая в Чудовском районном суде состоятся повторные прения, а в первых числах июня будет вынесен приговор Светлане Васильевой.
Обращение Общественного совета при Министерстве образования и науки Российской Федерации
Педагогическая общественность крайне встревожена ситуацией, сложившейся с нашей коллегой, председателем Комитета образования администрации Чудовского муниципального района Новгородской области. Сам факт возбуждения уголовного дела против администратора, использовавшего целевые средства, чтобы решить серьезную проблему предоставления квартир выпускникам детских домов, вызывает наше глубокое недоумение. Излишне напоминать, как тяжело решается эта проблема даже в крупных городах, где дети-сироты, покидая государственные учреждения, годами добиваются обеспечения своего конституционного права на жилище, получая формальные отписки от чиновников. В данном конкретном случае Васильева С. В. не побоялась взять на себя ответственность в решении острейшей социальной проблемы.
В настоящее время по делу Васильевой С. В. идет судебное разбирательство, которое привлекло внимание широкой общественности страны, о чем свидетельствуют публикации в СМИ и многочисленные обращения к членам Общественного совета при Министерстве образования и науки Российской Федерации. Таким образом, дело Васильевой С. В. можно считать резонансным. За ходом судебного разбирательства с тревогой следят педагоги и управленцы системы образования Российской Федерации.
Мы не вправе давать юридическую оценку действиям Васильевой С. В., но выражаем нравственную поддержку своей коллеге, председателю Комитета образования Васильевой С. В.
Убеждены в том, что добрые дела не должны быть наказуемы. Это единая позиция всего Общественного совета при Министерстве образования и науки Российской Федерации.
Просим приобщить данное обращение к рассматриваемому в суде делу.