Московский вариант в Питере
14 сентября Петербург ждут выборы губернатора — политики северной столицы в этом практически не сомневаются, ожидая до конца мая заявление Георгия Полтавченко о досрочной отставке и намерении участвовать в выборах.
Это встраивается в общую тенденцию – только за последнюю неделю в пяти регионах (Оренбургская, Вологодская, Липецкая, Курская, Тюменская области) губернаторы попросились в отставку, чтобы осенью идти на выборы. А общее число тех, кто "уходит, чтобы остаться", достигло полутора десятков.
Причина, конечно же, не в желании "легитимизироваться" (мол, ранее губернаторы-отставники были утверждены региональными парламентами по представлению президента, а теперь хотят быть избранными) – подавляющее большинство граждан о степени их легитимности совершенно не задумывается.
Просто до осени, как они полагают, еще сохранится "рейтинговая волна", вызванная аннексией Крыма и резко поднявшая популярность Владимира Путина и партии власти. А что будет уже на следующий год – неизвестно. К тому же муниципальный фильтр позволяет надежно контролировать перечень конкурентов на выборах.
О том, что осенью 2014 года в Петербурге могут пройти не только плановые муниципальные выборы (в 106 из 110 внутригородских муниципалитетов), но и губернаторские, многие говорили еще в прошлом году, когда крымской темы не было даже на далеком горизонте.
Дело в том, что сейчас более 90% муниципальных депутатов в Петербурге контролируются "Единой Россией": они или от нее избраны в 2009 году, или в нее впоследствии перебежали. У парламентской оппозиции – "эсеров", яблочников и коммунистов – даже общими усилиями не наберется столько муниципальных депутатов, чтобы пройти через фильтр.
Это означает, что участвовать в губернаторских выборах, помимо выдвиженца партии власти, смогут лишь те кандидаты, которым единороссы это позволят, поделившись с ними подписями.
После осенних муниципальных выборов расклад сил может существенно поменяться, и потому единороссам тактически выгодно провести выборы сейчас, пока этого еще не случилось, и именно они будут определять, кто сможет попасть в избирательный бюллетень.
Отметим, что до недавнего времени Георгий Полтавченко и люди из его окружения уверяли, что ни о каких досрочных выборах речь не идет – но 14 мая было получено убедительное доказательство обратного. На заседание Законодательного собрания "с голоса" был в спешном порядке внесен проект закона, предлагающего изменения в действующие правила выборов губернатора. Под предлогом "приведения в соответствие с федеральным законодательством".
Федеральное законодательство и вправду изменилось – но подобные изменения происходят постоянно, и никакой необходимости срочно менять питерский закон не было. Тем более если выборы губернатора еще не скоро (полномочия Полтавченко истекают только в 2016 году). А вот если их собираются проводить 14 сентября этого года в единый день голосования – тогда и только тогда "приведение в соответствие" не терпит отлагательства и должно быть выполнено до 15 июня (последний срок, когда еще можно назначить выборы на 14 сентября).
21 мая, когда, проведя два заседания за один день, закон приняли во втором, а затем и в третьем чтении, в ударном темпе отклонив все поправки оппозиции, все стало ясно. Как говаривал Станислав Ежи Лец, "стыдно подозревать, когда вполне уверен".
Суть дела, однако, не только в том, что выборы будут. Суть дела еще и в том, по какому закону они пройдут. Между тем изменения, которые нерушимый блок единороссов, жириновцев и "перебежчиков" (сложившийся в питерском парламенте в устойчивое большинство) внес в закон о губернаторских выборах, вполне заслуживают названия "инструкции по фальсификации".
Во-первых, разрешено создавать избирательные участки "по месту временного пребывания" – в том числе на предприятиях. Последствия известны: так, в декабре 2011 года два таких участка были созданы на Кировском заводе, наблюдатели туда (в силу пропускного режима) не были допущены, проголосовало якобы несколько тысяч избирателей, "временно" оказавшихся в выходной день на заводе, и единороссы получили там 94% голосов.
К выборам-2014 готовят аналогичную практику – тем более что о "временных" участках оппозиция может даже не узнать (их можно создавать за три дня до голосования и напечатать сообщение об этом в одном экземпляре специально выпущенной газеты, которую никто из оппозиционеров не увидит).
Во-вторых, теперь, в соответствии с решением Конституционного суда, вновь разрешено пресловутое "досрочное голосование". Однако поправки оппозиции – о том, чтобы гражданин, желающий голосовать досрочно, был обязан представить копии документов, подтверждающих уважительную причину отсутствия в городе в день выборов (приказ об отпуске или командировке и так далее), – отклонили.
Поэтому ничто не помешает, как это уже было ранее, автобусами привозить на участки пенсионеров или бюджетников, которые без всяких доказательств причин своего отсутствия в день выборов будут голосовать досрочно. Понятно за кого.
В-третьих, досрочное голосование в последние три дня будет проходить в участковых комиссиях – где (в отличие от ТИК) оппозиция не сможет его проконтролировать: у нее не хватит людей, готовых на три дня закрыть почти две тысячи участков.
В-четвертых, на участках не будет камер видеонаблюдения – соответствующие поправки оппозиции тоже отклонили…
То, что выборы будут, ясно. Неясно, кто из оппозиции сможет в них участвовать.
Реальную конкуренцию Полтавченко из оппозиции могут составить, пожалуй, лишь два политика – лидер яблочников в питерском парламенте Григорий Явлинский и депутат Госдумы и глава питерских "эсеров" Оксана Дмитриева.
Но в Смольном тоже это понимают – и, скорее всего, у обоих будут большие трудности при сборе муниципальных подписей. Хотя возможен и московский вариант (как на прошлогодних выборах мэра столицы) – когда оппозиционерам дадут зарегистрироваться.