Судья по национальному вопросу
Редчайший случай в Выборгском районном суде: замена судьи во время процесса из-за некорректного высказывания.
К оскорбительным публичным высказываниям представителей правоохранительной системы, к сожалению, мы уже почти привыкли: достаточно вспомнить прокурора, который заявил в суде, что "человек с фамилией Фарбер не может быть бескорыстным".
На днях сомнительные высказывания судьи Выборгского районного суда Марины Павловой посчитала оскорбительными для своего подзащитного адвокат Полина Мощинская. Она потребовала отвода судьи, но так как сама судья это ходатайство и рассматривала, удовлетворено оно, естественно, не было.
К счастью, руководство Выборгского районного суда погасило конфликт в зародыше, не дав разгореться скандалу: судья позволила себе во время заседания не только заранее дать оценку действиям одной из сторон, но и начала выяснять этническое происхождение участника процесса.
Молодые супруги поссорились, решили развестись, но до официального развода мама увезла годовалую дочку от отца из Петербурга в Краснодар, к себе на родину. Отец приехал проведать ребенка, увидел, что девочка болеет и нуждается в срочной медицинской помощи, и отвез ребенка снова в Петербург, чтобы лечить девочку у врачей, которые наблюдали ее с рождения. Мама в ответ на такие действия отца подала иск в суд, обвинив мужа в воровстве ребенка и причинении ущерба здоровью малышки.
Банальная житейская история из разряда тех, что чуть ли не ежедневно случаются во многих городах не только России. Кто прав, кто виноват, какова степень ответственности каждого из родителей и дальнейшая судьба маленькой девочки – все эти вопросы и должна была справедливо, беспристрастно и в соответствии с законом рассмотреть судья Павлова. Но на одном из слушаний, когда истец по просьбе судьи стал излагать свою версию событий, госпожа Павлова вдруг вспылила.
"Судья все время цеплялась к моему клиенту, – говорит адвокат Полина Мощинская. – Она явно вышла из себя и начала говорить: как это так, вы забрали девочку из больницы, вы украли своего ребенка! А когда мой подзащитный попытался объяснить подробности, она начала придираться к его речи: что это вы мне говорите "убыл", "прибыл", почему вы так выражаетесь, что у вас за манера? Она говорила это крайне раздраженным тоном и в таком же раздражении неожиданно резко спросила: вы русский? На ее несчастье, единственной нерусской в этом зале была я, о чем я ей тут же сказала. Судья сбавила обороты, но не извинилась. Да, у моего подзащитного действительно тяжелая речь, он не оратор, к тому же картавит. Но какое отношение это имеет к судебному процессу и тем более к национальному вопросу?"
После заседания адвокат еще раз подошла к судье. Но так как судье, похоже, даже в голову не пришло попытаться загладить неловкость, на следующем заседании Мощинская заявила ходатайство об отводе судьи, а Павлова это ходатайство отклонила.
Когда адвокат рассказала об инциденте исполняющей обязанности заместителя председателя суда Татьяне Доброхваловой, та извинилась и предложила написать жалобу на имя председателя суда. Жалоба была написана и отправлена. По процедуре такие заявления рассматриваются в течение месяца. Каково же было всеобщее удивление, когда следующее заседание вела уже другая судья.
По мнению Андрея Васильевича Полякова, доктора юридических наук, профессора СПбГУ, некорректное поведение судьи может стать основанием для его замены и даже о соответствии судьи занимаемой должности.
"Сам по себе вопрос "вы русский?" не содержит ни унижения, ни оскорбления, все зависит от контекста, – считает профессор Поляков. – В данном случае контекст может быть именно такой, но судья обязан выражаться корректно и не ущемлять достоинство участников процесса. К тому же обвинения в краже собственного ребенка – это явное превышение полномочий судьи".
Корреспонденту "Новой" помощник председателя Выборгского райсуда Инна Харченко пояснила, что решение передать дело другому судье приняла лично председатель Ирина Савельева.
"На мой взгляд, решение председателя суда абсолютно корректное и грамотное, – говорит Мощинская. – Во-первых, заместитель суда Доброхвалова извинилась, хотя могла и не делать этого. Во-вторых, председатель суда нашла возможность погасить конфликт. Это достойное и мудрое поведение руководства суда. Фактически суд принес нам извинения, мы их принимаем и полностью удовлетворены таким решением. Сам факт передачи дела говорит о том, что руководители районного суда понимают, как важно не раздувать скандалы, а вовремя мирно разрешать спорные вопросы".