Последний звонок по решению суда
В своем последнем слове подсудимая учительница обратилась к Путину.
Прения по уголовному делу Светланы Васильевой, обвиняемой ФСБ в преступлении "против государственной власти", завершились в Чудовском районном суде 27 мая. 11 июня судья Татьяна Уткина вынесет приговор деревенской учительнице, недавно ставшей главой районного комитета образования. Если вердикт будет обвинительным, Светлана Валерьевна никогда больше не сможет учить детей.
О судьбе этой женщины и об этом деле, "раскрытом" спецслужбами, "Новая" рассказывала. Вкратце: в 2011 г. председатель Чудовского районного комитета образования Светлана Васильева, несмотря на бюджетную нищету, сумела купить квартиры для 14 сирот. Это маленький служебный подвиг, если учесть, что казна выделяет деньги для этой категории льготников из расчета 27 тыс. руб. за квадратный метр, а на рынке жилья в Новгородской области за него просят от 33 тыс. К тому же государство уверено: сироте хватит и 18 кв. м, а жилье такой площадью сегодня не строят.
Никто из областных и районных чиновников, кроме Васильевой, ни до 2011 года, ни после еще не умудрился приобрести ни одной квартиры для ребенка, оставшегося без родителей. Светлана Валерьевна не потратила на это ни одной лишней копейки из бюджета, всё сделала вовремя, не услышала ни единой жалобы. Все новоселы въехали в свое жилье весной 2012 г., живут и рады. Васильева же не только не получила никакой благодарности, а в марте 2012 г. стала главным фигурантом уголовного дела. По версии следствия, чудовские чиновники подписали акты приемки-передачи квартир для 14 сирот, приняли постройки и перечислили деньги в тот момент (15 декабря 2011 г.), когда "два жилых помещения в доме – квартиры Натальи Луниной и Владимира Кудасова – для проживания были еще непригодны". Сами Лунина и Кудасов так не считают. Пострадавшими себя не признали. Ущерба в деле нет. "Непригодность" заключалась в том, что в одной из квартир надо было переклеить, а в другой доклеить обои, что застройщик и сделал вскоре.
Однако следователи ФСБ в десяти томах обвинили чиновницу в том, что, подписывая акты, она "действовала умышленно", "из иной личной заинтересованности", "из личных побуждений, вызванных стремлением к карьерному росту" и тем самым совершила "служебный подлог" и "подорвала авторитет и престиж государственной власти". Все остальные фигуранты из дела таинственным образом исчезли. СУ СК РФ по Новгородской области так и не ответило на запрос "Новой" (от 22.04.2014 года) о судьбе материалов в отношении нескольких должностных лиц, в действиях которых обнаружились "противоправные факты", подпадающие под статьи 285, 286, 293, 238 части 1 УК РФ. А Светлане Васильевой в сентябре 2013 г. предъявили обвинение в преступлении по ст. 292 ч. 1 УК РФ "Служебный подлог" и передали дело в суд.
За девять месяцев суда ни "личной заинтересованности", ни "стремления к карьерному росту" обвинению доказать так и не удалось. 27 мая в ходе прений и. о. прокурора Чудовского района Евгений Загорский официально отказался от обвинений в отношении Васильевой в стремлении сделать карьеру или найти личную выгоду. Загорский, правда, попытался представить "иной личной заинтересованностью" то, что Васильева "боялась дисциплинарного наказания", поэтому якобы и пыталась выдать неготовые квартиры за готовые. Но и это не нашло фактического подтверждения.
– Я не признаю себя виновной в инкриминируемых мне деяниях, – подытожила в своем последнем слове Светлана Васильева. – Я подписала акты в состоянии крайней необходимости, но единственное, чего я боялась, – оставить детей-сирот без квартир. Деньги на жилье для них – субвенции из областного и федерального бюджетов. Они выделяются на конкретный период. Если бы мы полученные средства не израсходовали в 2011 г. их бы пришлось возвратить назад в бюджет, в район они бы уже не вернулись. Мы бы расторгли контракты на финальном этапе и потеряли квартиры. Согласно логике предъявленных мне обвинений, видимо, я должна понести уголовную ответственность за то, что субвенции, выделенные району на жилье для детей-сирот, сумела использовать по целевому назначению, обеспечив детей квартирами.
В Новгородской области в очереди на жилье стоят около 800 сирот, – отметила Светлана Валерьевна, – годами не исполняются решения судов об обеспечении их жилплощадью, не осваиваются выделенные на эти цели средства. И ведь ни один чиновник не привлечен ни к уголовной, ни даже к дисциплинарной ответственности. Зато теперь Новгородская область создает прецедент на уровне России, привлекая к уголовной ответственности чиновника за выполнение возложенных на него полномочий. А я оказалась в роли "унтер-офицерской вдовы, которая сама себя высекла".
В конце выступления подсудимая обратилась к президенту Путину: "Владимир Владимирович, в декабре 2013 года на традиционной пресс-конференции со СМИ вы дали оценку критериям качественной работы чиновника: "Человек, на каком бы уровне управления он ни находился, не должен уклоняться от ответственности за выполнение своих полномочий... Нужно иметь смелость брать на себя ответственность за принятие окончательного решения". Но на примере моего уголовного дела оказывается, что сегодня безопаснее быть ни за что не отвечающим, ничего не решающим и ничего не знающим чиновником. За это не привлекают к уголовной ответственности".
"А самое циничное, унизительное и обидное то, что я учитель, – напомнила Васильева. – Я 35 лет в образовании, всю жизнь работала на авторитет этой власти, и в школе детей воспитывала, учила, и тем более на этой должности. А теперь государственное обвинение просит суд признать меня виновной, прекрасно понимая, что данный приговор с уголовной статьей закроет мне дорогу в школу".
Защитник обвиняемой Юрий Веселов заявил, что не находит в ее действиях никакого состава преступления, и попросил у судьи полного оправдания Васильевой.