Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Строили-строили и наконец бросили

4 июня 2014 17:13 / Экономика / Теги: экология

Транспортный обход через Лосево будет, но толку от него не будет

Бывает, начинания, вознесшиеся мощно, сворачивая в сторону свой ход, теряют имя действия. Похоже, такая судьба ожидает амбициозный проект по переносу грузового движения на пути от Петербурга до Выборга на строящуюся железнодорожную линию Лосево – Каменногорск. В общем, и слава богу бы, жаль, что не раньше: девственный лес уже вырубили, археологические памятники разрушили, миллиарды ухлопали… а зачем?

Оказалось, что оно не надо

Как неоднократно писала «Новая», идея изначально была безумная. После запуска поезда «Аллегро» железнодорожная ветка между Финляндским вокзалом и Выборгом оказалась перегружена. Логично было бы построить для скоростного поезда современную трассу, с необходимыми развязками и путепроводами. Вместо этого, чтобы расчистить путь для «Аллегро», РЖД выбрало самый затратный из четырех предлагавшихся проект. Затратный и в финансовом, и в экологическом, и в социальном плане: пустить грузовые поезда в обход через Приозерский район, для чего проложить 60-километровую дорогу между Лосевом и Каменногорском по заповедным лесам Карельского перешейка.

Сколько крови попортили экологам, археологам, местным жителям… И вот пять лет спустя выясняется, что гигантское строительство затевалось фактически зря.

Начнем с того, что Транснефть собирается перепрофилировать под дизельное топливо одну из ниток действующего нефтепровода БТС-1 Ярославль – Приморск, что существенно увеличит грузопоток, несколько сократившийся после запуска порта Усть-Луга. При этом ЛУКОЙЛ готов вложиться в строительство отвода от головной перекачивающей станции Транснефти в Приморске до принадлежащего ЛУКОЙЛу терминала в порту Высоцка, куда сейчас он доставляет нефтепродукты по железной дороге. Это позволит ему нарастить поставки дизтоплива вдвое, до 3 млн тонн в год. В результате необходимость в увеличении пропускной способности железной дороги, доставляющей грузы в Приморск и Высоцк, значительно сократится.

Эта радостная новость (гнать нефть по трубам, а не по рельсам действительно лучше) практически совпала с еще одной, которой уж не знаешь, радоваться или огорчаться: у РЖД наконец-то кончились деньги.

На заседании координационного совета по развитию транспортной системы Петербурга и Ленобласти начальник Октябрьской железной дороги Виктор Степов заявил, что на маршруте грузовых поездов, которые идут в обход скоростного участка, заморозят на неопределенный срок ряд проектов. Речь идет о реконструкции станций участка Ручьи – Сосново – Лосево, о строительстве дополнительного главного пути на участке Заневский пост – Ржевка – Ручьи, а также о строительстве второго мостового перехода через Неву на перегоне Павлово-на-Неве – Манушкино. Кроме того, ушел в небытие проект выноса грузового двора со станции Санкт-Петербург-Финляндский на станцию Парнас или Капитолово.

Сделать хуже удалось

Таким образом, ради чего вообще надо было палить сыр-бор, непонятно. Грузосортировка в центре Петербурга все-равно останется, и они с «Аллегро» все так же будут мешать друг другу. При этом транзитный грузопоток пойдет-таки в обход Петербурга, но серьезно его увеличить, на что рассчитывали поначалу, не получится: преградой станет бутылочное горлышко на участке Заневский пост – Ручьи. Видимо, железнодорожники поняли, что планировать увеличение и не приходится, ведь нефть и топливо — основные грузы на этом направлении — будут гнать по трубам.

Выходит, РЖД вряд ли сможет оправдать вложенные в проект 70 миллиардов рублей. Между тем для жителей Ленобласти создадут массу неприятностей.

Участок Сосново – Ручьи — густонаселенная пригородная зона, но инфраструктуры тут вообще не будет, никакой. Ни путепроводов, ни ограждений, ни шумозащиты, ни подземных-надземных или хотя бы регулируемых пешеходных переходов. А интенсивность движения после завершения строительства участка Лосево – Каменногорск и реконструкции участка Каменногорск – Выборг возрастет: не так, как было заявлено, но ощутимо, ведь какие-то грузовые составы через вновь построенную ветку пустят.

Путепроводы на участках Петербург – Выборг-Бусловская и Выборг – Каменногорск, из-за отказа строить которые Выборг фактически восстал против федерального проекта, видимо, в обозримой перспективе на свет не появятся. Исключение может составить только путепровод в Возрождении, на который уже выделены деньги в федеральном бюджете.

— Фактически ни одна из заявленных целей проекта вывода грузового движения не достигнута, — уверен Алексей Травин, координатор проектов «Зеленой волны». — Сконцентрировав в этой программе огромные средства, РЖД и Минтранс ценой значительных социальных и экологических издержек худо-бедно смогли довести до логического завершения работу только по двум участкам: Лосево – Каменногорск и Сосново – Петяярви – Лосево-1. Выборг – Каменногорск без строительства путепроводов и реконструкции второго пути назвать полноценным инфраструктурным объектом никак нельзя. В итоге это не меняет карты перевозок и влияет на состояние транспортной инфраструктуры. Еще один красивый бантик на ветхом рубище.

Между тем недавно опубликованное расследование «Рейтерс» позволяет предположить, что истинной целью дорогостоящей авантюры было вовсе не улучшение транспортной инфраструктуры. При реконструкции участка Петербург – Выборг под скоростное движение подрядчик «Сетьстройэнерго» получил подрядов на 1 млрд долларов. По данным «Рейтерс», возможно, что все эти деньги через компанию «Строймонтаж», ликвидированную в 2010 году, отправлялись на счета левых фирм с ничтожными уставными капиталами и зиц-директорами. Куда потом делись деньги — неизвестно.

Расследование «Рейтерс» наводит на размышления. Например, почему именно среди четырех возможных вариантов организации грузового обхода был выбран самый дорогой? Особенно учитывая, что часть этого проекта — строительство новой ветки Лосево – Каменногорск — выполнялась за счет федерального Инвестфонда, то есть государственных денег.