Нет. И точка
Верховный суд оставил в силе решение Городского суда Санкт-Петербурга, запрещающее Газпрому застраивать Охтинский мыс.
Тем самым поставлена точка в попытках газового монополиста «коммерчески использовать» территорию, где горожане не позволили возвести 400-метровый «Охта-центр». Кроме этого, КГИОП будет вынужден наконец признать наличие на мысу уникальных археологических памятников, открытых экспедицией Петра Сорокина, и взять их под охрану.
«Новая газета в Санкт-Петербурге» рассказывала, как 17 июня 2013 года бывший (теперь уже) председатель КГИОП Александр Макаров подписал распоряжение, которым на Охтинском мысу был признан нуждающимся в сохранении только Карлов бастион шведской крепости Ниеншанц. Все остальное — крепость Ландскрона, новгородское городище времен Александра Невского, стоянки эпохи неолита — или не признавалось, или не подлежало сохранению. При этом утверждался режим использования «достопримечательного места», допускающий застройку Охтинского мыса и опирающийся на заказанную Газпромом экспертизу, проведенную гражданами, ни один из которых не был археологом.
16 июля градозащитники встретились с Георгием Полтавченко, прося отменить распоряжение Макарова. Губернатор выслушал и заявил, что, поскольку вопрос о законности распоряжения рассматривается в суде, надо дождаться вердикта. И обещал «признать и неукоснительно выполнить любое решение суда».
31 января 2014 г. горсуд по иску Ольги Андроновой и Павла Шапчица принял решение, отменяющее распоряжение КГИОП по всем пунктам. Была признана фиктивность газпромовской экспертизы и незаконность действий ее авторов, также признано наличие на Охтинском мысу археологических памятников — в соответствии с экспертизой, которую еще в 2010 г. проводили в рамках судебного процесса в Куйбышевском районном суде Олег Иоаннисян, покойный ныне Юрий Лесман и другие. Наконец суд установил, что за четыре года после окончания раскопок на Охтинском мысу КГИОП ни разу так и не озаботился сохранностью археологических объектов и ничего не сделал для их консервации — они так и стоят под дождем и снегом.
Несмотря на очевидность ситуации (заявителей в горсуде полностью поддержала прокуратура, а их оппоненты не смогли предъявить практически ничего убедительного в свою защиту), КГИОП подал апелляцию в Верховный суд, пытаясь обжаловать решение горсуда. И вновь с треском проиграл. Теперь в судебном порядке установлена невозможность застраивать «петербургскую Трою», как градозащитники называют Охтинский мыс. И теперь окончательно признано наличие памятников, которые отказывались замечать газпромовские эксперты и смольнинские чиновники.
Что дальше? Надо срочно (соответствующее обращение к губернатору уже поступило) запретить любые строительные работы на Охтинском мысу, поскольку они могут привести к уничтожению памятников. И столь же срочно начать консервацию памятников, которые до сих пор находятся под открытым небом. А затем — вернуться к давней идее градозащитников о том, что на Охтинском мысу должен быть создан археологический парк или музей.