Уходя, уходи
«Эпидемия отставок», поразившая в последние недели губернаторов российских регионов легко объяснима.
Георгий Полтавченко — один из последних в списке, где значатся главы Башкирии, Калмыкии, Приморского и Красноярского краев, Нижегородской, Липецкой, Вологодской области, Оренбургской и других областей.
Все они только делают вид, что уходят: временно становясь «исполняющими обязанности», они собираются 14 сентября (в единый день голосования) избраться на новый срок и продолжать и дальше занимать собственную должность. А ждать до окончания своего законного срока полномочий не хотят, спеша ловить удобный момент. После аннексии Крыма (которую велено считать «возвращением») рейтинг президента, благословляющего их на выборы, рекордно высок. Значит, надо ковать электоральное железо, пока оно горячо. А что будет через год или два — неизвестно: вдруг общественные настроения окажутся совсем другими? Особенно когда выяснится, что холодильник плохо подключается к телевизору.
«Мы приняли стратегию развития города до 2030 года, — объяснял президенту Георгий Полтавченко, — и я хотел бы, Владимир Владимирович, обратиться к вам с просьбой поддержать меня в желании пойти на досрочные выборы в губернаторы Санкт-Петербурга, для того чтобы всё-таки сделать то, что спланировано, и то, что, на мой взгляд, реально можно сделать, для того чтобы развивать город дальше».
Почти теми же словами объясняли президенту свое желание «уйти, чтобы остаться» и все прочие губернаторы. Ни один честно не сказал: мол, Владимир Владимирович, хочу по-быстрому избраться, пока ситуация благоприятная.
И ни одному президент не задал простого вопроса: а что же вам, уважаемый, сейчас-то мешает делать «то, что спланировано»? Чай, не оппозиционер какой-нибудь, губернатор. С огромными полномочиями. С еще двумя-тремя годами, пока будете занимать должность (Полтавченко полагалось работать до сентября 2016 года — более двух лет). Ну так и делайте — кто же мешает? А жители потом оценят, справились или нет. И решат, избирать ли вас на следующий срок…
«Полтавченко хочет обрести повышенную легитимность! — уверял меня в дискуссии на телевидении один из просмольнинских политологов. — Его на эту должность утвердило Законодательное собрание по представлению президента, а теперь он хочет быть избранным гражданами!»
Что называется — не надо сказок.
Во-первых, подавляющее большинство жителей города совершенно не задумывается о степени легитимности губернатора: назначен он или избран. Им важно, чтобы он работал и справлялся со своими обязанностями.
Во-вторых, «выборный» статус все равно оставляет губернатора де-факто подчиненным президента, которого без проблем можно снять в связи с «утратой доверия президента» (уникальная норма, аналога которой нет в законодательстве ни одной демократической страны).
А в-третьих, если бы губернатор Петербурга так сильно заботился о легитимности и хотел быть избранным, а не назначенным, он вполне мог пойти на выборы год назад, одновременно с Сергеем Собяниным. Но не пошел.
Понятно, что перед нами спектакль, который ставят в разных регионах по одному и тому же сценарию. Что его цель — продлить полномочия действующих губернаторов путем наименьшего сопротивления (тем более что действует драконовский муниципальный фильтр, позволяющий успешно фильтровать мало-мальски опасных конкурентов).
Возникает уместный вопрос: а насколько прилично (пусть это слово и крайне редко применяется к политике и политикам) выглядит сам по себе прием «уйти, чтобы остаться»? Обычно, если кто-то (не обязательно губернатор) подает в отставку, это значит, что он более не может или не хочет занимать эту должность. Что он не справляется с работой и сам это понимает. Или ему не дают делать то, что он считает нужным. Или ему стало неинтересно работать. Или здоровье или семейные обстоятельства не позволяют ему работать дальше… Какая бы из причин ни имела место — из нее вытекает одно и то же следствие: подавший в отставку не должен тут же начинать претендовать на только что освобожденное им место, с которого его никто не гнал. Что называется, уходя, уходи.
Кстати, этот принцип в России закреплен законом. А именно — законом об основных гарантиях избирательных прав! Согласно статье 32 этого закона президент, ушедший в отставку, не имеет права баллотироваться на назначенных в связи с этим досрочных выборах. Мэр, ушедший в отставку, также не имеет права снова избираться на собственное место. А губернатор — может! Если он проработал в должности не меньше года, и если на его участие в выборах, назначенных из-за его отставки, дал согласие президент.
Ну не абсурдна ли соответствующая норма закона, разрешающая губернаторам то, что нельзя президентам и мэрам? И насколько, кстати, она конституционна — исходя из принципов равенства прав граждан независимо от должности и единства системы государственной власти?