Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Тариф на патриотизм

9 июня 2014 14:06 / Политика / Теги: абсурд

За любовь к родине Смольный готов заплатить 22 миллиарда рублей

Реализация программы "Достижение общественного согласия и позитивного настроя граждан, проживающих в Санкт-Петербурге" рассчитана на шесть лет.

Чиновники будут "формировать патриотическое сознание, чувство гражданского долга и любви к Родине" и удерживать соотечественников от эмиграции на Запад за 3,5 млрд рублей в год. Для сравнения: в год на программу "Молодежи – доступное жилье" город тратит 2,1 млрд руб., а на расселение коммуналок – 2,5 млрд.


Гордость: приподнять на 25 процентов

За 22 миллиарда нам обещают вырастить самореализованную молодежь, патриотичных, но толерантных граждан и создать то, что на чиновничьем жаргоне называется "Информационная деятельность исполнительных органов госвласти Санкт-Петербурга и взаимодействие со СМИ".

Как итог капиталовложения к 2020 году доля горожан, испытывающих гордость за современную Россию, увеличится с 28,41 до 53,83%. И хотя патриотическое воспитание в госпрограмме оказалось Золушкой (на него отписали всего 519 миллионов), в предыдущие годы на патриотизм давали не больше 10 миллионов рублей в год.

Но кто будет любить Родину за такие жалкие копейки? Тем более сидя в гигантской коммуналке. Поэтому чиновники сетуют на "неустойчивые настроения граждан в части патриотических настроений". Только 41% горожан, согласно соцопросам, в 2013 г. относили себя к патриотам. Вот Крым случился, и все встали с колен, а между тем должен удерживаться "постоянный положительныйпатриотический настрой на достаточно высоком уровне внезависимости от геополитической ситуации".

Значит, увеличив финансирование "пропаганды истинных ценностей и повышения уровня гордости и духовно-нравственного воспитания" в 50 (!) раз, можно отчитаться о 53,83% гордящихся.

О том, как конкретно будет повышаться гордость, в программе сказано весьма расплывчато. Пока говорится, что средства пойдут на гражданский патриотический форум, проведение слетов, семинаров и конференций с участием казачьих организаций. Хорошо, но не за такие деньги.

"Новая" попыталась получить комментарии у ответственных за программу – Комитета по молодежной политике Смольного. Хотелось понять, кто в горадминистрации уполномочен определять, какие ценности считать истинными, а какие – нет. После того как председатель этого комитета Пархоменко А. Н. прошествовал по Невскому проспекту 9 Мая с портретом Сталина и заявил, что "репрессии были, есть и будут в любое время и в любой стране", нам бы, например, не хотелось иметь с Пархоменко А. Н. общие ценности. Тем более что совершенно неясно, из какого загашника внезапно вынут эти 22 миллиарда – отберут у больниц, или музеев, или школ? Ни на этот, ни на многие другие вопросы 50-летний глава Комитета по молодежной политике нам не ответил: сначала его помощники не могли попасть в кабинет к Александру Николаевичу, обещали "завтра с утра", потом "завтра днем", а потом и вовсе перестали отвечать на телефонные звонки.

Молодежь: тонет в словах

Дороже патриотизма только грядущее поколение. Если на патриотическое воспитание уйдет всего 519 млн рублей, то 16 миллиардов утечет на "повышение уровня социализации и самореализации молодежи Петербурга в современном обществе". За эти деньги нам обещают среди прочего "развить молодежное самоуправление и повысить конкурентоспособность молодежи".

В Смольном недовольны эмиграцией молодежи на Запад "в поисках лучших условий труда и качества жизни". Кроме того, констатируют в Смольном, "происходит деформация духовно-нравственных ценностей, размываются моральные ограничители на пути к достижению личного успеха".

Среди задач "проекта" сплошь формулировки, напичканные общими словами. Предполагается, что социализироваться молодым петербуржцам поможет развитие неких эффективных моделей и форм вовлечения молодежи в трудовую деятельность, сохранение и развитие системы "учреждений по делам молодежи, в том числе их материально-технической базы", вовлечение в городские праздники, оказание помощи в выборе профессии, профилактика асоциальных явлений и поддержка талантливой молодежи.

Надо признать, что все эти неведомые механизмы весьма затратны. Например, на развитие молодежного волонтерства, что само по себе подразумевает бесплатность, планируется потратить 77 миллионов рублей. На что конкретно Комитет по молодежной политике выдаст эти деньги и кто будет контролировать их расходование – ни слова. 100 миллионов уйдет на "осуществление международных и межрегиональных молодежных обменов". И т. д. и т. п.

В графе "Ожидаемые результаты" опять же туман – "повышение уровня социализации и самореализации молодежи" и "увеличение доли молодежи, вовлеченной в мероприятия сферы молодежной политики", – доля увеличится с 21,54 до 32,54%. Количество петербуржцев, участвующих в деятельности городских органов студенческого и профсоюзного самоуправления, должна достичь к 2020 году 1233 человек. А количество участников добровольческого движения – 12 334 человек. Поразительная точность!

Так как программу в Комитете по молодежной политике нам комментировать отказались, то мы так и не смогли узнать, что значит "доля, вовлеченных в сферы молодежной политики" и как эту долю считают. Но из документа мы точно знаем, что она будет достигнута за счет "увеличения количества и качества мероприятий сферы молодежной политики с акцентом на потребности целевой аудитории, а также систематизации работы на районном уровне с трансформацией̆ методики работы с молодежью". То есть за счет значительного увеличения доли общих слов.

Проекты, "направленные на предъявление и продвижение созидательного потенциала молодежи в общественные, экономические и политические пространства в интересах инновационного развития города" хороши тем, что в них "молодежь рассматривается не как обычный "механический" кластер городского сообщества, а как стратегический ресурс развития территории, который является не только благополучателем, но и исполнителем и организатором в различных направлениях".

Конец цитаты.

По прогнозу Росстата, в 2020 году в Петербурге будет проживать 985,6 тысячи человек в возрасте от 14 до 30 лет, на которых и рассчитана программа. Если между ними разделить 22 миллиарда, то КАЖДЫЙ получил бы на руки по 620 долларов!

Толерантность. Дорого.

На толерантность нам отстегнут миллиард с копейками. Понятно, что все эти деньги будут потрачены на благое дело – на "укрепление гражданского единства и гармонизацию межнациональных отношений в Санкт-Петербурге".

Сразу скажем, что радует: на "организацию приема информации от населения о местах массового нахождения мигрантов" не выделено ни копейки. Переводим с чиновничьего на человеческий – за стук не платим, и не надейтесь. С другой стороны, на рассказы мигрантам о прекрасностях "российской цивилизации" (sic!) и "расширение понятий о группе "россиянин" через телевизор, газеты и радио уйдет как минимум миллионов двадцать. Петербургская идентичность тарифицируется отдельно.

Если продолжать крохоборство, то больше всего умиляют расходы на изготовление и распространение в сети и электронных СМИ "роликов, герои которых рассказывают о месте и традициях своего родного региона России и ближнего зарубежья" и роликов "с целью пропаганды идей межнационального и межконфессионального согласия". На это будет потрачено 75 миллионов рублей. Чтобы дальнейшие расчеты были понятнее, переведем сумму в доллары: 2,1 миллиона долларов.

А теперь фокус!

Сериал "Бригада" стал самым дорогим российским телефильмом. Съемки велись на 350 съемочных объектах. В фильме 110 персонажей. Использовано 900 комплектов костюмов. Автопарк фильма составил более 100 автомобилей, в том числе мерседесы, вольво, БМВ, ламборджини, линкольн и пр. По сюжету мерседес взорвали.

Бюджет самого дорогого российского сериала не намного превышает стоимость смольнинских роликов про толерантность – всего на 600 тыс. рублей

Итак. Бюджет одной серии составил 180 тысяч долларов. Всего серий 15. Получается, что бюджет самого дорогого российского сериала не намного превышает стоимость смольнинских роликов про толерантность (на 600 тыс.) Притом что Смольный вряд ли планирует взрывать мерседесы. Сколько будет снято роликов – не уточняется.

Еще из дотошного. Если программа будет принята, то на "Разработку маршрутов автобусных экскурсий, освещающих места Санкт-Петербурга, связанные с историей различных этносов и конфессий, для жителей города и приезжих" будет выделено 13,7 миллиона. Входят ли в сумму сами экскурсии или это такая супердорогая разработка – не уточняется. Будем надеяться, что кто-то из нас – Смольный или "Новая" – ошибся в нулях.

Кстати, в апреле 2013 года сообщалось, что Смольный приостановил проведение курсов по русскому языку для мигрантов по программе "Толерантность" до 2015 года. Якобы мероприятия по адаптации мигрантов в Петербурге переданы в программу "Миграция", реализация которого планируется начать во втором полугодии 2013 года. Как расходовались средства, заложенные на курсы, не уточнялось.

Если же отвлечься от цифр и перейти к вечному, то одна из главных проблем формулируется так: "Слабое восприятие норм и ценностей, культуры и обычаев". Остается вопрос – чьих? Кто их определяет и кто является авторитетом в их формулировке? Ведь речь идет не о законах, а об обычаях и культуре, которых в Петербурге единых нет и быть не может в силу его поликультурности как мегаполиса. Если под этим понимается "русская культура и обычаи", то тогда все встает на места.

Далее. "Преступления против мигрантов" и "преступления, совершаемые мигрантами", ставятся на одну доску. Но как бы ни были резонансны отдельные серьезные преступления мигрантов, их основное "преступление" (по статистике) – это нарушение регистрационного режима. Как раз такая постановка вопроса и свойственна той самой мигрантофобии, с которой программа предлагает бороться, в основном – фольклорно-этнографическим путем и пропагандой православия под видом толерантности.

Информационная открытость: все грустно

Последняя главка будет самой короткой. Если убрать эмоции, то программа "Информационная деятельность исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и взаимодействие со СМИ" показывает, что в Смольном вообще не отличают пропаганду от информации. Из 16 заявленных мероприятий с общим бюджетом в 5 миллиардов рублей ни одно из них не направлено на повышение информационной открытости. Собственно, в преамбуле так и сказано: "Подпрограмма нацелена на пропаганду социально значимых ценностей".

В принципе, на много они и не претендуют. Доля граждан, удовлетворенных информационной открытостью, должна вырасти всего на три процента (сравните с 25% роста патриотизма). Зато количество редакций, получивших государственную поддержку, увеличится на 18%. Сами чиновники пропагандировать не умеют, поэтому они наймут профессиональные кадры из СМИ, которым заплатят, чтобы те "сделали красиво".

Лидер уже известен: смольнинскому "Петербургскому дневнику" без всяких конкурсов в программе уже выделена субсидия в 1 миллиард. При этом в программе ни копейки не заложено на улучшение собственной работы – например, сайтов органов исполнительной власти, которые необходимо приводить в соответствие с действующим законодательством РФ, не говоря уже о потребностях общества на повышение уровня информационной открытости.