Ударим маразмом по шабашу
Прокремлевский ресурс нашел в деятельности петербургского музея копрофилию.
Вчера утром сотрудники Петербургского музея политической истории России получили по электронной почте анонимное письмо, в котором неизвестный возмущался, что учреждение, занимающееся «шабашоподобной копрофилией», финансируется из государственного бюджета. Ни телефона, ни адреса отправителя в письме, естественно, не было, поэтому музейщикам оставалось только развести руками в недоумении.
Однако к середине дня они выяснили, что аноним писал не только в музей, но и на прокремлевский портал Politonline, входящий в холдинг Правда.ру. Там на прошлой неделе появился материал «Как музей на госбюджет шабашил», слово в слово повторяющий текст анонимного письма. В тексте (кстати, тоже анонимном) автор негодует, что если «в Петербурге проживает около 5 тысяч поляков, т. е. менее 0,1% населения города, то почему в музее проходит так много мероприятий, даже косвенно имеющих отношение к Польше? (Три за полгода.— Ред.) А директор музея даже получил госнаграду Польши!
«Почему музей политической истории России превращается в политический музей жертв поляков в России, политический музей польской Солидарности? — допрашивает непонятно кого автор. — Вспоминаем и молимся, каемся по заветам Валерии Ильиничны Новодворской. Но. Почему в федеральном бюджетном учреждении? Унижение от Министерства Культуры на федеральные деньги — прекрасно же? Почему эта, простите за выражение, шабашоподобная, простите за выражение, копрофилия — финансируется из государственного бюджета?»
«Новая» обратилась к редактору Politonline Олегу Володину с просьбой объяснить, зачем он публикует на своем ресурсе тупые анонимные заметки. Редактор ответил вопросом на вопрос: «А вы часто подписываете новости? Новость написал питерский сотрудник, недовольный ситуацией с музеем. Его зовут Анатолий Цуб».
К сожалению, автора новости о «шабашоподобной копрофилии» нам найти не удалось. Его имя не встречается ни на самом сайте, ни даже в поисковике Google.
У пресс-секретаря музея, Анны Аджемовой, и заметка, и вся эта история вызвали недоумение. Ей непонятно, почему обличитель скрывает лицо и чем ему так насолила Польша. «У нас старые добрые отношения со многими государствами, — заметила она. — Мы стараемся быть объективными и отражать все аспекты истории».
На днях в музее прошел круглый стол «Рассекреченные материалы о блокаде». «Интересно, кто стоит за этим мероприятием?» — рассмеялась собеседница «Новой», добавив, что публикация и, соответственно, реакция на нее будут обсуждаться на уровне руководства музея.
О том, что в Россию возвращается время анонимных доносов, сегодня говорят часто. В Перми неизвестные травили Марата Гельмана, в Петербурге фальшивые казаки строчили пасквили на Эрмитаж.
Ирина Флиге, председатель НИЦ «Мемориал» (по этой организации аноним тоже проехался в заметке), охарактеризовала заметку как мерзость, написанную публикой, «отражающей сегодняшнюю позицию российской власти, которая работает на изоляцию нашей страны». «Это, безусловно, не донос, поскольку донос имеет конкретный адресат — например, Министерство культуры. А здесь мы видим истеричный пасквиль», — говорит Флиге.
Историк Яков Гордин считает, что подобные публикации сегодня возможны ввиду «созданной благоприятной психологической обстановки для стимуляции части граждан, для которых донос — это гражданский долг». При этом он искренне недоумевает: «2015 год объявлен Годом Польши в России и России — в Польше, и это решение принято на самом высоком уровне». Что ж теперь, на президента жаловаться?