Впечатляющий эффект минималистского подхода
Компания миллиардера Романа Абрамовича делает ставку на скромность.
Продиктованная уважением к наследию сдержанность архитектурных решений способна принести наибольшую пользу городу, доказывает концепция преобразования Новой Голландии.
Проект, представленный компанией "Новая Голландия Девелопмент", получил наивысшие оценки экспертов. "Образцовый", "уникальный", "на редкость бережный к предметам охраны" – эти и другие восторженные определения звучали как на заседании Совета по сохранению культурного наследия, так и на прошедшем под председательством и. о. губернатора Совете по инвестициям. Даже традиционно сдержанный в проявлении эмоций Георгий Полтавченко не поскупился на похвалы, назвав концепцию очень симпатичной, и призвал своих подчиненных оказать максимальное содействие скорейшему продвижению этих "очень интересных и нужных городу предложений".
На фоне демонстрируемого прочими бизнесменами хапужнического отношения к архитектурным жемчужинам Петербурга – будь то Никольские ряды или Конюшенное ведомство, из которых пытаются выжать максимум прибыли, не считаясь с наносимым самим памятникам уроном, – выказанный компанией Романа Абрамовича подход и вправду представляется единственным в своем роде.
предоставлено компанией "Новая Голландия Девелопмент".
Братья Зингаревичи, получившие бывшие Императорские конюшни за 19 млн рублей, обуславливают "экономической целесообразностью" необходимость перекурочить памятник до основания. И яростно отстаивают в судах свое желание не платить подрядчикам, отбиваясь от счетов даже в 20 тысяч рублей. Господин Абрамович, выложивший за право заключения инвестдоговора почти 320 млн (плюс 29 млн за аренду участка), отказывается от какого бы то ни было нового строительства на территории Новой Голландии – убеждая, что он достаточно богат, чтобы не сражаться за каждый дополнительный квадратный метр. И достаточно хорошо воспитан, чтобы понимать, с каким уникальным архитектурным объектом имеет дело.
"Компания "Новая Голландия Девелопмент" продемонстрировала и по-настоящему европейскую открытость, и готовность к диалогу с общественностью, – отмечает зампредседателя Петербургского ВООПИиК Александр Кононов. – Сегодня это редкое качество, когда удается через совместное обсуждение приходить к оптимальному решению".
Инициированные инвестором консультации стартовали еще в пору разработки концепции. Участники процесса (а в него были вовлечены независимые эксперты разного профиля, члены ВООПИиК и Совета по сохранению наследия) свидетельствуют: их мнение действительно принималось во внимание, приводило к ощутимым корректировкам проектных предложений.
Поиску оптимального варианта использования территории способствовал и стартовавший в
На этом закончилось сотрудничество с первым разработчиком – американской компанией WORK AC, победившей на международном конкурсе в
Сохраняя дух места
Комментируя презентацию нового проекта, глава Комитета по инвестициям Ирина Бабюк отмечает: "Такая парковая зона в центре Петербурга создается впервые. Ее уникальность – в сочетании расположения и наполнения: закрыта от магистралей, окружена водой, зеленой кулисой и стенами архитектурного ансамбля, с площадками для развития и демонстрации современного искусства. Это будет полноценный и весьма эффективно работающий креативный кластер".
предоставлено компанией "Новая Голландия Девелопмент".
Обосновывая реальную прибыльность такого подхода, приводят в пример Лондон: там свыше 40 000 предпринимателей, вовлеченных в такие кластеры и генерирующих ежегодно в казну около 2,3 млрд фунтов.
Окупить вложения в возрождение Новой Голландии надеются, сдавая помещения в аренду. Диапазон цен в каждом из сегментов – будь то офисы, магазины или рестораны – будет очень широк, что позволит привлечь не только состоятельных клиентов, но и креативную молодежь.
Соотношение динамичных общественных зон и коммерческих выглядит следующим образом (в кв. м): парк (25 000), пространства выставочных, кино- и лекционных залов (5200), офисные помещения, коворкинги для IT-специалистов и дизайнеров (19 000), кафе и рестораны (4000),торговые помещения (9800), гостиничные номера (13 000). Согласно условиям инвестдоговора,
Каждый из корпусов мультифункционален. Первый ярус отдается под общедоступные помещения (кафе, лавки, галереи и проч.). Выше – деловая зона. Апарты обустроят под крышей вытянутых вдоль Мойки корпусов. В Арестантской башне (она же – круглая в плане тюрьма, прозванная "бутылкой") будет клуб-ресторан, внутреннее пространство перекроют стеклянной мембраной, не видной снаружи.
"Вся активная деятельность ориентируется на внутренний периметр. То, что требует большей тишины, – на внешний, – поясняет главный архитектор проекта, директор WEST8 Эдзо Бинделс.– Задумываясь о функциональном использовании того или иного объема, мы ориентировались на то, чтобы минимизировать воздействие на исторические конструкции. И постараться сохранить большие внутренние пространства, не злоупотребляя установкой новых перегородок, но отдавая предпочтение организации зон open space и устройству антресолей".
В "полный рост" высоты складских корпусов задействованы, например, в сегменте кинолекционных залов. В одном из отсеков, использовавшемся для вертикальной сушки корабельного леса, а впоследствии разделенном на несколько этажей, перекрытия сгорели во время пожара. Их восстанавливать не будут – дабы предоставить возможность увидеть, каким было это удивительное пространство два века назад. Музеефицированные отсеки могут использоваться как выставочные помещения. При выборе методик приспособления исторических корпусов господин Бинделс руководствуется тем, "чтобы после реставрации здание не выглядело как абсолютно новое, сохранялись дух и возраст места".
Скромность города берет
Вдохновленная величием петербургского архитектурного ансамбля команда из Голландии и не стремилась использовать эту территорию для воплощения собственных творческих амбиций. "Можно скромными способами достичь впечатляющего результата. Умеренность архитектурных решений, позволяющая принести наибольшую пользу городу, – вот наш подход", – декларирует Эдзо Бинделс.
Главная задача, которую ставили перед собой разработчики, – создать дружественную человеку среду, своеобразный город в городе, который будет жить 365 дней в году и 24 часа в сутки. Отсылая к исторической связи между Новой Голландией и Адмиралтейством, проектировщики как бы продлевают линию Конногвардейского бульвара на северную часть острова – получается единая зеленая лента, идущая от Александровского сада.
Лишенную застройки сторону островного треугольника закроют стеной деревьев – вдоль Адмиралтейского канала высадят шесть линий лип. Внутри периметра будет пешеходное кольцо с проходами вокруг ковша – что обеспечит обзор действа, происходящего на его поверхности. Здесь будут установлены мобильные понтоны, легко меняющие свое местоположение и конфигурацию, и один плавающий бассейн – так решается площадка будущих представлений на воде. У кромки ковша, частично нависая над водой, разместятся разборные деревянные трибуны. Полюбившаяся горожанам громадная лужайка сохранится, ее дополнят цветники и детские площадки. Зимой здесь можно будет проводить рождественские ярмарки, строить снежные крепости и горки, состязаться в зимних видах спорта. А поверхность ковша с наступлением холодов превратится в каток с подсветкой, создающей особую атмосферу.
Предоставлено компанией "Новая Голландия Девелопмент".
Стоянок для машин на территории острова не предусмотрено. Те, кто посещал летние программы фонда "АЙРИС" (а в некоторые дни его мероприятия собирали до 11 тысяч человек), вполне довольствовались велопарковкой. "Мы надеемся, что этим проектом будет сделан первый шаг к идее о пешеходности исторического центра", – считает Эдзо Бинделс. Тем не менее проблему организации автопарковок где-то на прилегающих территориях придется решать, соглашается Ирина Бабюк. Председатель Комитета по инвестициям убеждена, что Комитет по развитию транспортной инфраструктуры проработает этот вопрос и найдет приемлемый вариант.
Проблемным видится экспертам и предложенное концепцией строительство новых мостов через Крюков канал – сдвоенного для проезда автомобилей и пешеходного, с южной стороны, готового принять людской поток, ориентированный на будущую станцию метро "Театральная". Но хотя ее открытие и запланировано на 2018 год, существующий проект вызывает у специалистов большие опасения – слишком большие риски несет он для прилегающей исторической застройки. Кроме того, набережные являются охраняемыми объектами наследия, менять их облик нельзя.
"Проблема с мостами есть, но она решаема, – убежден Михаил Мильчик, под эгидой которого выполнена историко-культурная экспертиза соответствия концепции требованиям охраны наследия. – В целом же наше заключение положительное. На моем веку это уже четвертая концепция преобразования Новой Голландии. Нынешняя – исключительно щадящая, представляющая бережное отношение ко всем предметам охраны. В отличие от проектов по Никольским рядам или Конюшенному ведомству, это на редкость позитивный пример".
Образец для подражания
К исключительным случаям и. о. председателя КГИОП Александр Леонтьев отнес и тот факт, что накануне Совет по сохранению наследия единогласно одобрил проект с формулировкой: "Считать образцовым". Да, были высказаны некоторые локальные замечания: помимо мостов (этот вопрос будет вынесен на совет отдельно), предложили переработать решение по окнам на внешних скатах кровли и отказаться от высадки высокоствольных деревьев по внешнему периметру фасадов – чтобы не закрывали прекрасную архитектуру. Но все может быть благополучно разрешено на уровне рабочего проекта, убежден глава охранного ведомства.
Директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский похвалил проект за то, что он "щадит архитектуру", "протягивает линию к Зимнему дворцу" и "существенно меняет к лучшему качество жизни горожан". "Кроме того, создается чрезвычайно притягательное для петербуржцев и гостей города место. Будет наконец альтернатива Дворцовой площади!" – надеется Михаил Борисович.
Александр Кононов напомнил о том ущербе, который успел причинить ансамблю предыдущий "инвестор" (компания обанкротившегося впоследствии Шалвы Чигиринского. – Прим. ред.).
"Те, кто пришли на остров сегодня, умело врачуют нанесенные тогда раны. По нескольким корпусам, зданию кузницы и тюрьмы выполнены противоаварийные, консервационные работы. Представленная сегодня концепция идеальна. Побольше бы таких. А частные моменты можно еще дошлифовать. Чем быстрее город поможет начать реализацию этого проекта, тем скорее город получит уникальный объект", – заключил Кононов.
Георгий Полтавченко выразил готовность всемерно этому содействовать. "Прошу максимально ускорить детали согласования, – тут же поручил он профильным чиновникам. – Поэтапную реконструкцию поддерживаю. Все, что можно запускать, надо запускать как можно скорее. Город слишком долго ждал". "Будем максимально помогать", – пообещал градоначальник.
Концепцией предлагается реализовывать проект в шесть этапов. Первый охватывает создание парковой зоны, реставрацию внутренних каналов, ковша и части береговых укреплений, обустройство марины, прокладку инженерных коммуникаций, капитальный ремонт нескольких мостов, реконструкцию Дома коменданта. Его надеются завершить к 2015 году, открыв к этому времени доступ (он по-прежнему будет бесплатным) на значительную часть острова. На втором этапе отреставрируют Кузницу и Арестантскую башню, благоустроят прилегающую территорию. Затем настанет черед поэтапного приспособления корпусов. Полностью проект должен быть реализован к ноябрю 2017 года. Общий объем инвестиций – 12,1 млрд рублей.