Фитнесом по Достоевскому
На защиту Никольских рядов, уничтожение которых было санкционировано на уровне Министерства культуры РФ, поднялись не только градозащитники, но и все петербуржцы
Сейчас объявлен сбор подписей под обращением на имя генерального прокурора России Юрия Чайки. В обращении говорится, что остановить уничтожение памятника федерального значения необходимо еще и потому, что в так называемом проекте по «сохранению объекта культурного наследия» допущен ряд нарушений.
На митинги и пикеты в защиту Никольских рядов в этот понедельник вышли сотни петербуржцев — с плакатами, картинами, проектами музеев, которые можно было бы создать в этих исторических местах.
Никольский рынок — объект культурного наследия федерального значения, был построен по проекту неизвестного автора в 1788–1789 гг. Нынешний инвестор (ЗАО «Никольские ряды») купил здание на торгах фонда имущества в ноябре 2010-го за 420 млн рублей. До этого компания восемь лет арендовала объект. Проект так называемой реконструкции — а фактически сноса Никольских рядов — предусматривает приспособление их к 2017 году под торговый центр с подземным паркингом, гостиницей, фитнес-центром и административными площадями.
Сейчас демонтаж зданий бывшего Никольского рынка временно приостановлен. Люди продолжают бороться. На днях к председателю Комитета по культуре Петербурга обратился с письмом Михаил Гордин, российский литературовед, писатель, главный редактор издательства «Пушкинский фонд».
Председателю Комитета по культуре
В. Ю. Панкратову
Многоуважаемый Василий Юрьевич!
Слышно, что городские власти благословили «реконструкцию» Никольских рядов. Повторяю уже навязшее на зубах — это хуже, чем преступление...
Причина этой ошибки, помимо прочего, видимо, в неспособности заглянуть за копеечные выгоды своего кармана. Тогда как под ногами валяются миллионы.
В Питере есть единственное в целом свете концентрированное соединение трех реальностей:
— реальность историческая, реальность того времени, когда по Сенной, по Екатерининскому, Крюкову каналам, мимо Никольских рядов и Никольского собора проходил Федор Достоевский, т. е. реальность географическая;
— реальность литературная, в которой и Сенная, и каналы, и Никольские ряды попали в вечность, для читателей Федора Михайловича, читателей и прошлого, и настоящего, и будущего.
И наконец, это та реальность, в которой нам случилось жить нынче.
«Реконструкторы» Никольских рядов не ведают, что творят. Тысячи людей со всего света являются сюда, привлеченные фантасмагорической реальностью Петербурга Достоевского. И казалось бы, чего лучше — небольшие маркетинговые усилия — и тысячи превратятся в сотни тысяч. Счастливое соединение реальности исторической и литературной по достоинству ценят серьезные деловые люди мировых туристических центров, таких как Венеция, Рим, Париж.
Но им не повезло. Такого концентрированного синтеза реальностей, как «в единственном и самом фантастическом городе в мире», по словам Федора Михайловича, нет больше нигде.
Так может, не стоит ломать Никольские ряды, чтобы устроить в них восемь торговых центров, нарушая недавно принятый Закон против святотатства?
Может, лучше сохранить и умножить в этом пространстве память о Петербурге Достоевского, о том, что издавна называлось душой Петербурга?
Мне думается, стоит сказать об этом тем сотрудникам администрации, что решают вопросы использования памятников федерального значения. Ведь городу придется безотлагательно восстанавливать то, что сломали, и это встанет в копеечку. Также как недешево обойдется восстановление церкви на Сенной.
Многоуважаемый Василий Юрьевич! Зная Вас как сугубого, высокого профессионала музейного дела, надеюсь, что Вы найдете слова, убедительные для Ваших коллег.
Искренне Ваш, Михаил Гордин
P. S. Кстати сказать, я знаю, что разработан или разрабатывается большой бизнес-проект касательно своего рода культурного заповедника «Петербург Достоевского» именно в расчете на превращение Петербурга в масштабный мировой туристический центр.