По ленинским заборам
В минувшее воскресенье жители Сестрорецка, экоактивисты, журналисты и депутаты попытались пройти по ленинским местам озера Разлив. Оказалось, что посетить окрестности знаменитых Шалаша и Сарая можно лишь тремя способами: напролом через заборы, вплавь или скалолазанием.
Заборы были, но самоликвидировались
О том, что Сестрорецкий Разлив поражен той же модной болезнью берегозахватов, что и другие курортные пригороды, известно давно. Поэтому целью инспекции была не столько фиксация нарушений, сколько выявление бездействия надзорных органов по каждому из них. По многим «частным» набережным Разлива судебные решения о сносе (причем по искам прокуратуры) висят с 2008 года. А некоторые незаконные заборы по бумагам давно снесены!
На первый же забор-фантом участники инспекции (среди которых был также депутат ЗакСа Анатолий Кривенченко) натолкнулись по адресу 5-я Тарховская ул., 1. Владелец дома директор ОАО «Третий парк» Владимир Дьяковский взял в аренду берег, с которого Владимир Ленин когда-то отплыл к будущему Шалашу. Но не просто взял, а огородил с двух сторон забором, снабдив калиткой с издевательской надписью про статью 6 Водного кодекса (которая, напомним, запрещает огораживать берега). Видимо, прочитав надпись, природоохранная прокуратура СПб по данному факту оснований для мер реагирования не усмотрела. Администрация Курортного района, напротив, забор увидела, признала незаконным и даже сообщила в письме активистам, что он уже снесен!
Побродив около «несуществующего», но вполне реального забора, участники акции решили привести слова замглавы Курортного района Александра Скворцова в соответствие с действительностью, демонтировав ворота и две калитки. Охранник им не препятствовал. После стало возможным повторить хотя бы первую часть путешествия Ленина: из озерца Жучка — через «ленинскую протоку» — в озеро Разлив.
Правда, Владимир Ильич сегодня вряд ли узнал бы пейзаж. Левый берег протоки стал полностью частным. Прохода по нему нет. На выходе в озеро лодки встречает будка охраны и камера наблюдения. Камера поставлена владельцем участка по адресу ул. Граничная, 12а. Почему и как он оказался в частной собственности, непонятно: еще в 90-е годы здесь был общественный пляж.
Правая сторона выхода из протоки вообще напоминает неприступную крепость. Некто Файбышенко (6-я Тарховская ул., 1) намыл здесь берег и сделал гранитную набережную. Она должна была быть освобождена по решению суда еще в 2008-м, так что ее тоже можно считать несуществующей.
Сразу по выходе из протоки открываются другие, столь же внушительные фантомы — например, огромная каменная набережная по адресу ул. Мосина, 82–88, принадлежавшая ныне покойному депутату Госдумы от ЕР Кириллу Рагозину. Рагозин провалился под лед неподалеку, катаясь зимой 2005 г. на снегоходе по Финскому заливу. Теперь, по нашим сведениям, дачей владеет семья депутата. В 2008 г. природоохранная прокуратура СПб предъявила владельцам участка иск об освобождении береговой полосы. Предъявила, но вскоре забрала его назад «в связи с добровольным исполнением ответчиком исковых требований». Так как мы, разумеется, не можем не верить прокуратуре и суду, то выходит, что набережная на Мосина — не иначе как мираж.
Поблизости зияет еще один мираж — ул. Жукова, 21. Эта набережная высотой два метра также должна была быть снесена в 2008 г. по решению суда. Чтобы пройти вдоль нее, требуются недюжинные скалолазные навыки. Таких мастеров среди участников инспекции не нашлось, поэтому был выбран более простой путь — по колено в воде.
Чиновники под охраной опарышей
Экологам довелось побывать на еще одном вельможном берегозахвате — на даче высокопоставленных чиновников правительства Валентины Матвиенко Романа Филимонова и Александра Вахмистрова. Их участки, с прихваченным берегом площадью примерно в гектар (!), были обнаружены участниками движения «Против захвата озер» в прошлом году. Было исписано немало бумаг, прежде чем прокуратура и Росреестр обнаружили наконец небольшое нарушение у владельцев — берегозахват площадью… всего 540 квадратных метров (в гектаре 10 000 кв. м). На нарушителей наложили символический штраф и предписали открыть берег.
Предписание Вахмистров и Филимонов не выполнили, ибо основное их ограждение — это даже не заборы, а три искусственных канала, прорытых от участков к озеру Разлив. Как демонтировать эти каналы, не нанеся озеру дополнительного вреда, непонятно. Правда, в одном месте элитные дачники все же снесли пару секций забора, но… тут же художественно завалили проход строительным мусором. Не желая лезть через мусор, участники инспекции решили пройти на берег как белые люди, то есть прямо по участку одного из нарушителей. Для этого пришлось снять калитку.
Пройдя берегозахват до конца, активисты обнаружили еще одно весьма оригинальное заградительное сооружение, которые придумали экс-чиновники. В одном месте каменный забор понижается и через него становится возможным перелезть. Чтобы никому не пришло в голову сделать это, охрана раскидала с внешней стороны забора аккуратно нарезанные куски мясной вырезки. Мясо уже начало гнить под ярким солнцем, приобретая отталкивающий запах и грозясь вот-вот обзавестись маленькими друзьями рыбаков и чиновников — опарышами. К каким только ухищрениям ни прибегают люди, чтобы сохранить элитную неприкосновенность своего берега! Они даже готовы устроить там вонючую помойку.
Нет ничего более постоянного, чем временное
Проведав своих высокопоставленных клиентов, борцы за свободу берегов подошли к свежему захвату, осуществляемому в режиме реального времени — Петровская набережная, 24. Хозяин этой стройки, скупив четыре соседних участка, не смог одолеть аппетитов и решил прирезать к своим владениям еще и общественный пляж. В мае он начал осторожно, шаг за шагом, спускать забор к воде, как будто зондируя общественное мнение. Обыватели, надо сказать, реагировали привычно покорно, уступая дорогу новому участку, сползавшему к пляжу, как ледник в горах.
А вот местные активисты возмутились. Сестрорецкая участница движения «Против захвата озер» Анна Шушпанова вызвала полицию и обратилась в прокуратуру. Застройщик подался со своим забором немного назад, благодаря чему между ним и берегом сохранился проход шириной 2–5 метров. На самом заборе появился лукавый аншлаг «Временное ограждение. Приносим извинения за неудобство». Даже после этого прокуратура признала за ним самозахват, правда меры приняла опять какие-то вялые. В настоящий момент стройка идет полным ходом. Демонтировав заборные секции длиной примерно 20 м, участники инспекции прошли на участок. Оказалось, что за «временным» ограждением насыпается капитальная частная терраса высотой 1,5 метра. Иными словами, очередное бездействие надзорных органов грозит новым захватом берега, который уже физически не удастся демонтировать.
Любопытна реакция отдыхающих. На пляже перед участком Петровская, 24, нашлись люди, которых возмутил шум от демонтажа забора. Один персонаж обещал «разобраться» с экологами, если его дети порежутся о демонтированные секции забора. Выкрикнув свои угрозы, он удалился. Но если бы не активные действия экологов, то его дети вообще не смогли бы находиться на этом пляже — его бы попросту не было.