Разговор с Путиным об Украине
Пару лет назад я написал для «Новой газеты» две статьи, в которых попытался представить, как мог бы Владимир Путин в приватной беседе за кружкой пива объяснить собеседнику, в чем суть российской политики. Без обмана, без пропаганды и без всякой политкорректности.
Не думал, что буду возвращаться к этой теме, но украинские события поставили много вопросов. Что делает Путин? Готовит мировую войну или отстаивает интересы восточных регионов? Идет на конфронтацию с Западом или стремится совместно со здравыми силами обуздать фашистский режим?
Мне кажется, российский президент, наверное, мог бы за кружкой пива сказать какому-нибудь близкому по духу зарубежному лидеру примерно следующее:
— Вы там, на Западе, считаете меня мелким восточным деспотом. Типа Мубарака или Саддама Хуссейна. Пусть так. Не буду ничего говорить о величии России и наших победах в прошлом. Оставим подобные вещи для телепропаганды. Но кое-что я скажу, не слишком для вас приятное.
Мелкий диктатор не может высунуть носа дальше своих границ. И если высовывает, вы его по носу щелкаете, как было с Саддамом, решившим захватить Кувейт. Но есть державы, способные, так или иначе, держать под контролем большие регионы мира. Вот это как раз про Россию.
Ваш западный политолог Сэм Хантингтон писал, что есть стержневые державы для каждой цивилизации, способные обеспечить «на подконтрольной территории» должный порядок (ну, может, он не совсем так сказал, но я его так понял). И если порядка хотят Соединенные Штаты, то лучше Америке с такими державами дружить, доверив им попросту мир и покой в регионе. Естественно, на условиях, которые эти державы считают для них подходящими.
Способны вы сами, без помощи из Кремля, добиться порядка на постсоветском пространстве? Не получается как-то.
Причем не надо мне говорить сейчас, что, мол, Россия сама этому порядку мешает. Подобную демагогию можно распространять по «Би-би-си», и многие даже ей поверят. Но для решения важных практических вопросов имеет значение лишь одно: способны вы без меня навести порядок или нет. А кто виноват и что думает на это счет европейский обыватель, к делу не относится.
Пятнадцать лет назад я пришел к власти в России и искренне предлагал вам дружбу. Естественно, на моих условиях. Вы оставляете под российским контролем все постсоветское пространство (ну ладно, Прибалтику, так и быть забирайте, раз она уже в НАТО!) и не принимаете ключевых геополитических решений, не посоветовавшись со мной. А я за это становлюсь просвещенным абсолютистом и всяческим образом помогаю вам всем бороться с исламским терроризмом, тем более что Чечня меня откровенно достала.
Сочувствие Бушу по поводу страшных терактов я, как вы знаете, принес первым. И кстати, совершенно искренне. Мочить надо этих мерзавцев в сортире. Но дальше, когда я взялся мочить террористов собственных, вы даже не дали мне развернуться в Чечне на полную силу.
Естественно, авантюру вашу в Ираке я разругал, тем более что в практическом плане Буш организовал все даже хуже, чем я в Чечне (и это с американскими-то ресурсами!). Но в тот момент еще компромиссы были возможны. Увы, со мной так никто и не стал считаться по-настоящему.
Пришлось в мюнхенской речи выдать Америке по полной. Дипломатический политес я откинул и четко сказал: от мертвого осла уши вы получите, а не однополярный мир. Мы либо друзья (и тогда отдайте мне постсоветское пространство), либо враги (и тогда вы без меня даже с Сирией не справитесь, хотя эта ближневосточная дыра никого по большому счету вообще не волнует).
Через год случилась грузинская война. И у кого ныне Южная Осетия? Да, кстати, этот ваш СШАакашвили больше в Тбилиси не правит. Понятно, что и мое влияние там ничтожно, но это частности. Главное, Вашингтон понял, как трудно ему будет решать проблемы на постсоветском пространстве без санкции Кремля.
Теперь Украина. Здесь хаос может сохраняться годами. Понятно, Майдан был истинной революцией, и большая часть народа новую власть приняла. Но пара лет хаоса сделает эту власть столь же жалкой, как режим Януковича. Вы можете здесь что-либо изменить, если я вас не поддержу?
Да вы без моей поддержки даже в самолетах летать над Украиной не сможете. Будете огибать ее за тысячи километров. И самое страшное: вы не подозреваете, что завтра еще там может случиться.
Есть у вас ответ на эти вызовы? Ответа нет. Войну России вы не объявите. Навести порядок на Украине не сможете. Терпеть хаос бесконечно не готовы. Значит, рано или поздно придется вам признать, что Путин В. В. — не мелкий азиатский диктатор, а национальный лидер державы, которая одна только и может обеспечить на постсоветском пространстве тот настоящий порядок, в котором вы больше меня заинтересованы.
Кстати, порядок я сохраню до 2042 года, поскольку раньше не уйду. И умоляю: не надо о демократии. Вы ведь, положа руку на пиво, цените ее не больше меня.