Охране приделали новую голову
Георгий Полтавченко поручил защищать памятники бывшему подчиненному Валентины Матвиенко.
Кто на новенького
К формированию новой команды (а источники прогнозируют ее обновление в пределах 80 процентов) Смольный приступил без оглядки на уже и так очевидный для всех результат губернаторских выборов. На заседании городского правительства во вторник врио губернатора представил в качестве главы Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Сергея Харлашкина и нового председателя КГИОП — Сергея Макарова. После того как его однофамилец Александр Макаров оставил пост в январе, обязанности и. о. председателя комитета исполнял Александр Леонтьев. На февральской встрече с Георгием Полтавченко «группа Сокурова» выразила поддержку Александру Гавриловичу и высказалась за то, чтобы именно господин Леонтьев стал полноценным председателем охранного ведомства. В ответ, со слов участников встречи, губернатор высказался в том смысле, что если Александр Леонтьев «не наделает ошибок», так и будет. Видимых признаков недовольства работой Леонтьева градоначальник с тех пор не выказывал. Во всяком случае, публично.
Впрочем, в самой градозащитной среде изначально сильно сомневались, что не имеющему поддержки влиятельных кланов Леонтьеву удастся противостоять лоббистским усилиям строительного вице-губернатора Марата Оганесяна, якобы стремившегося усадить в кресло председателя КГИОП своего коллегу по прежней работе в ФГБУ «Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации» Виктора Петришина. После того как комитет был выведен из-под прямого подчинения губернатору и фактически передан в ведение вице-губернатора Оганесяна, положение Леонтьева стало еще более уязвимым. А его действия — еще более осторожными, что породило у части градозащитников (например, у Александра Сокурова) сомнения в правильности ранее выраженной однозначной поддержки человеку, не гораздому жестко отстаивать интересы наследия. Поводами для разочарования послужили, в частности, эпизоды с «Никольскими рядами» и «Конюшенным ведомством», где руководство КГИОП не проявило бойцовских качеств. Хотя оба случая имеют давнюю, восходящую к временам Валентины Матвиенко предысторию, выданные с явными нарушениями согласования следовало попытаться отыграть назад, убеждены критики вчерашнего и. о. председателя комитета.
Менее радикальные представители градозащиты полагают, что Леонтьев делал что мог — в заданных обстоятельствах. Не рисковал связываться с акулами и мешать командной игре власти, но поддерживал действия оставшейся в КГИОП горстки честных профессионалов в отношении менее резонансных объектов.
Комментировать назначение Сергея Макарова включенные в переговорный процесс со Смольным активисты не готовы. Прежде всего потому, что ровным счетом ничего не знают о новом председателе и пока не имели с ним никаких контактов. Пока его поздравил лишь депутат Борис Вишневский, обычно критикующий исполнительную власть за непрозрачность кадровой политики и за то, что решения о назначениях принимаются без консультаций с городским парламентом. Он заявил, что не первый год знаком с Сергеем Макаровым, знает его как квалифицированного и грамотного юриста, надеется на сотрудничество и уже договорился обсудить с новоиспеченным председателем основные горячие точки.
Мальчик деликатный и любвеобильный
О новом руководителе КГИОП известно не много. 42 года, окончил юрфак СПбГУ в 2000-м. И практически сразу попал в Смольный, в канцелярию губернатора, возглавляемую тогда вице-губернатором Юрием Антоновым. По прозванью «человек ПТК» (после отставки господин Антонов туда и ушел, на пост вице-президента, затем стал президентом, а потом возглавил совет директоров ПТК). С 2003-го Сергей Макаров трудился в команде Валентины Матвиенко заместителем председателя Юридического комитета администрации губернатора Санкт-Петербурга, эта должность сохранилась за ним и при Георгии Полтавченко.
То, что во главе КГИОП оказался человек, не имеющий никакого отношения к сфере защиты наследия, уже никого не удивляет: «Удивило бы, если б случилось наоборот, — иронизируют в петербургском ВООПИиК, добавляя: — Юридическая составляющая все-таки весьма существенна в деле охраны памятников. Правда, все последние годы этим направлением в юридическом комитете занимался вовсе не Сергей Макаров, а Юлия Осипова».
Могло, говорят, быть и хуже — если бы верх одержала креатура строительного вице-губернатора.
В том, что в итоге сыграла подача главы администрации, вице-губернатора Александра Говорунова, острословы тоже обнаруживают своеобразную преемственность: хотя сменивший генерала Александра Макарова новый председатель КГИОП и не вышел из шинели спецслужб, но послан той же вездесущей рукой (господин Говорунов в прошлом полковник КГБ).
За скудостью официальной информации журналисты вынуждены выискивать подробности о жизни и взглядах Сергея Макарова из его микроблога. Последняя запись датирована 16 августа — посвящена, как и значительная доля предыдущих, судьбе четвероногого: «Очаровательный годовалый котик Месси ищет новый дом. Мальчик деликатный и любвеобильный. Лучший друг человека!»
Из записей в твиттере можно узнать, что живет новый глава КГИОП в историческом центре («Мой двор — двор контрастов. Разруха и днем и ночью горящий фонарь»). И находит в окружающей действительности немало поводов для восхищения силой человеческого духа — будь то истово молящийся иноверец («В моем дворе прямо на газоне под дождем мусульманин расстелил коврик и совершает намаз. Вот это сила веры!»), совершивший очередной морской переход Федор Конюхов или защищающие зеленый мир экoактивисты. Ретвитит далай-ламу, цитирует Мартина Лютера Кинга, любит «Аквариум» и ленинградский авангард 1960–70-х годов. Распространяет ссылки на петиции с призывами: «Активизм не преступление. Свободу активистам Гринпис!», «Корпорации Газпром и Роснефть требуют для освоения Арктики льготы из бюджета. Мы против! Заяви об этом Правительству!», «Роснефть и Statoil погубят Арктику, не допусти этого».
Как все это сочетается с успешной чиновничьей карьерой и способностью удержаться при смене звеньев вертикали власти — предмет особого удивления.
Обозначая приоритеты
Градозащитники, еще не знакомые лично с Сергеем Макаровым, формулируют свои пожелания заочно: они надеются, что новым главой КГИОП будет востребован профессионализм не запятнавших себя специалистов ведомства и независимых экспертов, что он будет осмотрителен и принципиален, а все важные вопросы будут выноситься на рассмотрение Совета по сохранению наследия.
Сам Сергей Макаров, вступая в должность, заявил, что за 14 лет работы в Смольном убедился: приоритетная задача любого органа исполнительной власти — правоприменение. «При поддержке профессионального коллектива КГИОП будем прилагать все усилия к тому, чтобы эффективно решать проблемы сохранения культурного наследия Санкт-Петербурга в строгом соответствии действующему законодательству», — заверил председатель.
Поживем — увидим.