Один пикет. Два приговора
Два активиста раздавали пацифистские листовки на митинге. За что оказались в отделе полиции. Суд признал их виновными в организации «несанкционированного пикета в составе двух человек». Оба уплатили штрафные 20 тысяч рублей.
Оба стали оспаривать решение. Одного активиста оправдали, а другого – нет.
О том, что в Иркутске раздачу листовок на митинге фактически приравняли к организации пикета, «Новая» рассказывала в июне.
18 марта активисты Игорь Шевцов и Игорь Мартыненко отправились на патриотический митинг в центре Иркутска в поддержку народа Крыма – аналогичные тогда организовывались властями по всей стране.
Активистов задержали за раздачу листовок «Мир – народам, война – властям» и отправили в пикет. В полиции Шевцова и Мартыненко продержали три часа и отпустили без составления протокола.
Исправились полицейские только через месяц, 17 апреля. При составлении протоколов обошлись без лишних формальностей: ни активистов, ни их защитников не было, свидетелями стали два члена исполкома иркутского отделения «Единой России», а сам документ активисты увидели только в суде.
В июне мировой суд вынес в отношении активистов обвинительные решения по статье 20.2 КоАП (Нарушение установленного порядка организации либо проведения митинга), оштрафовав каждого на 20 тысяч рублей. В судебном решении указано: Шевцов и Мартыненко «организовали и проводили несанкционированный пикет в составе двух человек с «применением средств наглядной агитации».
Решение Мартыненко и Шевцов посчитали абсурдным.
– Так любого человека, который стоит в футболке с символикой, можно приравнять к организатору несанкционированной акции. Кроме того, мы раздавали листовки на митинге – как можно на митинге провести пикет? – возмущается Мартыненко.
Оспаривали решение активисты в одном и том же суде – Кировском районном суде Иркутска. А вот приговоры в отношении «организаторов несанкционированного пикета в составе двух человек» неожиданно оказались совершенно разными.
Шевцова оправдали. Сейчас он пытается вернуть уплаченный государству по ошибке штраф. А в отношении Мартыненко в силе оставили обвинительное решение, которое он намерен оспаривать в вышестоящей инстанции, но приговор от этого логичнее не становится.
«Два Игоря были на одном митинге и по факту совершали одни и те же действия, пояснил «Новой» адвокат ребят Виктор Григоров. – Но их вызывали в полицию в разное время – соответственно, и протоколы составили разные. По Швецову нам удалось доказать суду, что протокол составлен с грубейшими нарушениями, по Мартыненко – нет. Но мы надеемся, что и это решение удастся обжаловать».
Сторона защиты не исключает: нарушения при составлении протокола могут иметь признаки фальсификации. Когда Григоров приехал в назначенное время в отдел полиции для оформления протокола, там не оказалось участкового. В кабинетах было пусто – зафиксировав свою явку, защитник ушел. А через десять минут Григорову позвонил участковый Николаенко, сообщивший, что он находился в отделе и уже успел оформить протокол – в отсутствие задержанных, поскольку те якобы вовремя не явились в полицию.
В суде обнаружилось: в тот самый день, когда защитнику не удалось состыковаться с участковым, кто-то неведомый несколько раз переписывал журнал учета посетителей и лиц.
«Сотрудница полиции, которая вносила в журнал данные, вместе со мной прошлась по отделу и убедилась, что участкового на месте нет, – рассказывает Григоров. – Она же вписывала в журнал посетителей. Так вот – между строчек, заполненных ею, другой рукой и другими чернилами были вписаны понятые, в присутствии которых якобы оформляли протокол». По словам адвоката, сотрудница полиции подтвердила: почерк не ее, таких посетителей она в журнал не вносила.
В истории есть еще более загадочная нестыковка. Когда участковый звонил Григорову сообщить, что протокол уже составлен с участием понятых, те еще даже не появились в полиции. По крайней мере, если верить данным журнала учета.
«Судя по записям, понятые прошли через проходную только через три минуты после окончания нашего разговора с участковым, – говорит адвокат. – Ситуация логике не поддается. Получается, понятых нет, а протокол уже составлен».
Разбираться, зачем в Кировском отделе полиции то и дело меняют чернила, почему дежурные не могут опознать свой собственный почерк и каким образом понятые могут проникнуть в помещение, минуя проходную, теперь, вероятно, будет управление собственной безопасности ГУВД по Иркутской области, куда 10 сентября Григоров подал заявление.
«Передал материалы лично руководителю управления и попросить провести служебную проверку – выяснить, каким образом в журнал были вписаны понятые, – пояснил Григоров. – Здесь есть признаки фальсифакции. По итогам проверки материалы могут быть направлены в Следственный комитет для возбуждения уголовного дела».
Впрочем, сейчас защита намерена добиться в первую очередь оправдания Мартыненко.