Иногда они возвращаются
Чиновник, со скандалом покинувший Комитет по охране памятников, может возглавить Управление Минкульта по СЗФО
По сведениям источника «Новой», ведомство господина Мединского направило в полпредство президента РФ по СЗФО официальную бумагу, рекомендующую кандидатуру Алексея Комлева в качестве нового руководителя регионального управления Минкульта.
Конфликт интересов
Замену нынешнего руководителя Нины Поддубной объясняют достижением пенсионного возраста. Госпожа Поддубная возглавляет ведомство, отвечающее за расположенные в округе федеральные памятники, с 2008 года (туда она пришла с поста начальника информационно-аналитического управления НИПЦ генплана Санкт-Петербурга). До 2011 г. это было территориальное подразделение Росохранкультуры, подчинявшейся непосредственно правительству РФ. С упразднением Росохранкультуры ее полномочия отошли Министерству культуры РФ.
В «Живом городе» отмечают принципиальную позицию, занятую Росохранкультурой в историях с «Охта-центром» и отмененной судом системой высотного регулирования (дело о пресловутых доминантах). Признавая в то же время и весьма пассивную роль ведомства в защите менее знаменитых объектов, по которым зачастую получали на свои обращения пустые отписки.
В феврале нынешнего года министр Мединский подписал документ об очередной реорганизации — к Управлению МК по СЗФО присоединили еще и Балтийское (базирующееся в Калининграде), сохранив за последним лишь статус территориального отдела. Предложения по структуре и штатному расписанию реорганизуемого управления поручено было проработать Владимиру Цветнову — директору минкультовского департамента контроля, надзора и лицензирования в сфере культурного наследия. Говорят, что именно Цветнов продвигает теперь кандидатуру Алексея Комлева, с которым тот плотно сотрудничал в бытность Алексея Валентиновича первым замом главы КГИОП. В частности, с этим тандемом связаны весьма спорные решения по корректировке петербургского объекта в Списке всемирного наследия и 820-го закона (о границах зон охраны и режимах их использования на территории Санкт-Петербурга), в новой версии которого из границы охранной зоны центра выпали значительная часть Васильевского острова, Петроградской стороны, набережной Фонтанки, Коломна и многие другие обширные участки исторической застройки и архитектурные комплексы.
Кроме того, Городская прокуратура оценила принятый на излете 2008 года закон № 820 как содержащий «коррупциогенные факторы» и потребовала их устранения.
Прокуратура Санкт-Петербурга усмотрела и наличие «конфликта интересов» в слишком тесном сплетении деятельности чиновника Алексея Комлева и членов его семьи. Поводом для проверки послужил доклад, подготовленный сообществом «Градозащита» совместно с мониторинговой экспертной группой Марины Литвинович и переправленный в надзорное ведомство депутатом ГД Ильей Пономаревым.
В частности, надзорное ведомство установило, что в нарушение действующих норм господин Комлев принимал участие в аттестации своей сестры Коробковой Е. В. и голосовал за присвоение ей классного чина государственной гражданской службы (на момент проверки она занимала должность начальника одного из отделов КГИОП). Подтвердилось также, что его супруга Комлева Н. В. является учредителем ООО «Студия РИМ», где работает и ее дочь Тимофеева Н. А. И что господин Комлев, будучи зампредом КГИОП, выдает согласования по объектам, где РИМ выполняет заказы. В частности, им подписано сделанное этой компанией архитектурно-планировочное решение приспособления под бизнес-центр дома 74 на наб. Мойки. Против реализации такого проекта выступали градозащитники — предусмотренное им уничтожение исторических флигелей и строительство многоэтажного корпуса, вдвое превышающего допускаемое регламентом, противоречили требованиям закона.
По целому ряду объектов Студия РИМ работала вместе с ООО «ДевРос»— имя его владельца и руководителя Сергея Треполенкова также часто упоминается в связи с Алексеем Комлевым.
Корректировка зрения
«ДевРос» неоднократно по заказу КГИОП проводил экспертизы на объектах культурного наследия (дом Вяземского и здание механической мастерской Вельцера на Каменноостровском пр., 58–60, комплекс построек стадиона «Динамо», дача Кушелевых-Безбородко на Свердловской наб., 40, дом Салтыковой на Большой Морской, 51, и др.).
Этой же компанией выполнено исследование, обосновывающее демонтаж части памятника «Благовещенское синодальное подворье» на 8-й линии Васильевского острова. Распоряжением за подписью Алексея Комлева согласованы выводы экспертизы о допустимости строительства 5-этажного бизнес-центра на территории данного памятника, хотя при этом застраивалась часть исторического кладбища, что также запрещено законом.
Господин Комлев подписал и проведенную «ДевРосом» экспертизу, доказывавшую отсутствие негативного влияния жилого дома выше 30 метров, возводимого среди малоэтажной исторической застройки на улице архитектора Данини в г. Пушкине. Вообще след этого чиновника есть во многих царскосельских историях, связанных с уничтожением исторических зданий и появлением новых, из кирпича и бетона, на зачищенных территориях. В ряде таких эпизодов интересантом выступало ООО «Строительная компания «Корф», возглавляемое Татьяной Волох — сумевшей, как видно, снискать особое расположение Алексея Валентиновича.
Именно Алексей Комлев согласовал и выводы экспертизы, проведенной мастерской Татьяны Славиной по скандальному высотному комплексу «Империал» у Новодевичьего монастыря — с выводом о том, что возведение 22-этажных корпусов «не оказывает существенного негативного влияния на условия зрительного восприятия объектов культурного наследия». В отличие от Комлева, Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия выводы акта по результатам этой экспертизы признала необоснованными. Что, как видно, не мешает теперь Минкульту именно этого специалиста рекомендовать на должность «смотрящего» за федеральными памятниками вовсем Северо-Западном округе. Едва ли такое кадровое решение порадует тех, кто относил к успехам борьбы с коррупцией в питерском охранном ведомстве осуществленную при Александре Макарове зачистку КГИОП от старой гвардии Веры Дементьевой.