Встань с колен и меньше ешь
Россияне с выпученными глазами носятся по магазинам в поисках более-менее приемлемых цен на продукты, а власти продолжают повторять про «не дадим Западу поставить нас на колени»
«Новая» поинтересовалась у петербургских народных избранников, заставили ли их взлетевшие цены меньше есть. Оказалось, иным депутатам пришлось серьезно ограничить себя в мясе.
Пока горожане трут глаза, глядя на ценники, и вздрагивают, когда кассир называет общую сумму покупки, петербургские депутаты раздумывают, как контролировать цены хотя бы на региональном уровне. Спикер парламента Вячеслав Макаров заверил корреспондента «Новой», что работа кипит: «Работаем с антимонопольной службой, с правоохранительными органами и стремимся со стороны ЗакСа сделать все, чтобы не допустить бурного роста цен на продукты». Депутат так занят взаимодействием с различными структурами в этом вопросе, что, вероятно, не заметил – цены уже сильно выросли.
Григорий Явлинский рост цен заметил, но считает, что на его рационе это пока не сказалось: какие то особые молочные продукты он не ест. «Цены растут очень быстро в условиях нулевого экономического роста, – сетует депутат. – Это приведет к потере доходов населения, в частности, к скрытой безработице – люди продолжат ходить на работу, но их зарплаты будут превращаться во все меньшую возможность приобретать товары».
Депутатам ЗакСа, чья зарплата с надбавками составляет свыше 100 тысяч рублей, подобная скрытая безработица пока не грозит.
Коммунист Алексей Воронцов с женой уже не берут все подряд, а смотрят, что подешевле: «Я жене говорю, чтобы брала поменьше мяса, оно в моем возрасте не очень полезно. Предлагаю переходить на рыбу, фрукты и овощи».
– Рыба же очень подорожала!
– У нас семейный бюджет сравнительно неплохой. Жена тоже директор института, я депутат… Но тем не менее не могу сказать, что приходим в магазин и берем все, что хотим.
Самого богатого депутата Заксобрания единоросса Сергея Шатуновского (в 2013 году заработал 58,5 млн рублей) вопрос «Новой» заставил заразительно смеяться. Он сыр не покупает вовсе, потому что выяснил, что и отечественные, и зарубежные производители вынимают из сыра молочный жир, заменяя его пальмовым маслом. «Это не сыры, а сырные продукты, поэтому я от них отказался», – сообщил депутат.
Беспартийный Андрей Анохин стал экономить на бензине и теперь перед поездкой просчитывает дальность путешествия, выясняя, как сократить маршрут. Кроме того, депутат утверждает, что они с женой ограничили себя в мясе – ребенок ест его в достатке, а вот родители позволяют себе его лишь в выходные.
– Может, депутатам надо прибавку к зарплате, раз пришлось критично затянуть пояса?
– Нет, нам полезно прочувствовать, как живет обычный петербуржец, чтобы более активно заниматься законопроектами, связанными с экономикой.
С мясом не срослось и у яблочника Бориса Вишневского, который жалуется, что оно сильно подорожало, но на голодный паек он пока семью сажать не намерен. Карбоната и сыра, может, берут и поменьше, но в целом все как раньше, правда пришлось урезать другие траты.
«Эсер» Сергей Трохманенко почти не ест дома, поэтому не знает, что именно подорожало. Депутат завтракает, обедает и ужинает, как правило, либо в районе (заезжает в столовую в администрации), либо в ЗакСе: «Если нет завтрака, то я обычно пью чай с медом и все. Жена у меня тоже ест в основном на работе, сын живет самостоятельно. По выходным жена варит суп».
Политик оценит, насколько оскудел его кошелек, на Новый год – посмотрит на праздничный стол, на который обычно тратит около 10 тысяч рублей, и выяснит, во сколько пиршество обошлось на этот раз. Пока, по его ощущениям, литовский сыр в нарезке и мясо стоят как и прежде. Что касается рыбы, то с его, депутатской, точки зрения, это «не повседневная еда».