Небо, самолет, икра, полковник
Как один командир весь полк хотел накормить деликатесами
Командир авиационного полка Западного военного округа (ЗВО) – полковник Анатолий Кизьяков – заподозрен в связи с браконьерами.
Военный борт, приписанный к возглавляемой им войсковой части № 49719 (отдельный транспортный авиационный полк ЗВО) в Левашово, нелегально доставил в Петербург с Камчатки крупную партию – больше тонны (1065 кг) красной икры и почти два центнера (175 кг) красной рыбы. Следствие считает, что, скорее всего, морепродукты добыли незаконным путем. Не исключается, что теневой канал поставок быть постоянным.
Военно-транспортный Ил-76, с грузом красной икры и рыбы прилетел в Петербург с Камчатки 11 октября. Сел на военном аэродроме в Левашово. По данным следствия, самолет разгрузили военнослужащие– срочники войсковой части № 49719.
Перенесли из грузового отсека Ил-76 в арендованную «Газель»: 40 контейнеров кетовой икры по 25 кг, 5 контейнеров кетовой икры по 13 кг и еще 175 кг красной рыбы. Затем все это перевезли в Кронштадт, где уложили в военный холодильник склада комплексного хранения материально-технического снабжения (МТС) войсковой части № 45752. Там–то спустя три дня, 14 октября, припасы обнаружили военные разведчики и силовики. Удивились. По их словам, таких находок здесь еще не бывало.
Из холодильника склада МТС (который за ненадобностью уже несколько лет военными не используется) сыщики извлекли (достали) 45 одинаковых белых пластиковых контейнеров (на Камчатке их называют «кубиками»).
Некоторые были с этикетками, судя по которым, икру лососевых рыб (кеты) солили 19, 20 и 28 августа 2014 года на предприятии в поселке Усть–Камчатский. Около половины коробок опознавательных знаков не имели и не содержали информации ни о производителе, ни о дате выработки. Зато на других черным маркером были сделаны дополнительные пометки: «КАИ» и «Абанин». Значение их выясняет следствие.
Между тем, специалисты 53-го Центра ветеринарно-санитарной экспертизы и лабораторной диагностики ЗВО, тоже выезжавшие на место и взявшие пробы на исследование, по его результатам констатировали: икра и рыба не соответствуют требованиям безопасности, так как содержат плесень, стафилококки и повышенное количество вредоносных микроорганизмов. По заключению экспертов, это может свидетельствовать о вылове лососевых рыбы браконьерским путем без соблюдения технологии.
Поскольку у летчиков отсутствовали какие-либо документы на рыбную продукцию: объясняющие ее происхождение, удостоверяющие качество и безопасность, подтверждающие правомерность нахождения на складе войсковой части № 45752, то военные следователи весь груз изъяли. Однако вопросы остались.
Для кого и для чего через всю страну в Петербург с Камчатки летели красная икра и рыба? Едва ли ими собирались кормить молодых летчиков – их рацион не предусматривает таких деликатесов.
По предварительной информации следствия, морепродукты готовились к реализации через розничные сети города. Сейчас эта версия проверяется. Также пока не подтверждено, но и не исключается, что самолеты с подобными грузами могли прилетать в Левашово часто.
Камчатку и Петербург связал Анатолий Кизьяков. 39–летний полковник занял должность командира авиаполка ЗВО несколько месяцев назад. А до этого, окончив военно-воздушную академию имени Гагарина, служил на Камчатке. В 2003 году он возглавил эскадрилью ракетного полигона Кура в районе камчатского поселка Ключи, где проводятся испытания баллистических ракет. В 2004 году, в 29-летнем возрасте, получил звание подполковника, затем – полковника.
О том, что новый командир полка имеет давние связи с предпринимателями, занимающихся рыбным промыслом в Камчатском крае, следователям рассказали военнослужащие войсковой части. Они якобы, видели и не раз, как на военном аэродроме в Левашово разгружаются самолеты с рыбной продукцией. Между тем, военной авиации запрещены любые коммерческие перевозки.
Сам Анатолий Кизьяков в коротком телефонном комментарии «Новой» проявил полную неосведомленность: «Ничего об этом перелете не знаю. Никакого отношения к событиям в Кронштадте не имею».
Однако такого быть не может. С 2013 года действует утвержденная министром обороны Сергеем Шойгу «Инструкция по организации воинских перевозок воздушным транспортом Вооруженных сил». Согласно ей, командир авиационного подразделения несет ответственность за все воздушные перевозки лиц и грузов на военном транспорте, он же отвечает за проверку соответствия оформления всех перелетов и проверку законности при вылете и прилете.
Кроме того, инструкцией предусмотрены нештатные группы контроля. Они работают на всех аэродромах минобороны для исключения неплановых и не предусмотренных заданием воздушных перевозок лиц и грузов. «Контролю подлежат все воздушные суда Вооруженных Сил независимо от их подчиненности и характера выполняемых задач», – говорится в документе, подписанном министром обороны.
Скорее всего, Кизьяков инструкцию знал. Поэтому в 459-ом Военно–следственном отделе СК РФ по ЗВО он, как стало известно «Новой», рассказал совершенно иные вещи.
Полковник, по сведениям «Новой», категорически отверг склонность к предпринимательству, заявив, что все деликатесы вез для себя лично.
Объяснил, что приобрел икру и рыбу в недюжинных количествах на собственные средства, по тысяче рублей за килограмм, то есть выложил за них больше 1,2 млн руб. Причем отоварился якобы давно, еще на Камчатке. А потом решил перевезти морепродукты на новое место службы, в Петербург, чтобы «угостить новых товарищей и сослуживцев».
Военных следователей Кизьяков заверил, что у него есть даже воинские проездные документы на перевоз личного имущества. Полковник не учел: по закону, в связи с переводом к новому месту службы военным разрешается перевезти до 20 тонн личного имущества железнодорожным транспортом, а при его отсутствии – другими видами транспорта, за исключением воздушного.
Военные следователи еще оценивают степень искренности и щедрость души полковника Кизьякова. В военно-следственном отделе «Новой» уточнили: доследственная проверка не завершена, в отношении командира войсковой части № 49719 решается вопрос о возбуждении уголовного дела.
По предварительной информации, ему могут вменить в вину злоупотребление должностными полномочиями и ведение незаконной предпринимательской деятельности. Решение военно–следственные органы должны принять до 14 декабря.
Окружная военная прокуратура взяла это дело на особый контроль.