Пожурили по всей строгости закона
Росприроднадзор не торопится наказывать ОАО "ЗСД"
Петербургские активисты продолжают борьбу за соблюдение экологических норм на Западном скоростном диаметре. Несмотря на доказанные факты нарушений, ЗСД стоит непоколебимо.
Одна из серьезных проблем ЗСД – недостаточная очистка стоков с трассы в местах, где отсутствует городская ливневая канализация. На этих участках стоки должны очищаться в так называемых гидроботанических площадках (ГБП) – бассейнах со специальной растительностью.
Несмотря на то что северная часть диаметра запущена еще в прошлом августе, а официально принята в эксплуатацию в декабре 2013 года, ГБП до сих пор не работают – никакой спасительной растительности на них и не появилось.
По законам военного времени
Весной осматривать гидроботанические площадки рядом с Белоостровом выезжала экологическая комиссия Законодательного собрания. Нашли нарушения, написали в прокуратуру. Летом белоостровские активисты брали пробы воды в ручьях, куда попадают стоки из ГБП, экспертиза обнаружила превышение по многим опасным веществам.
Это же подтверждает и природоохранная прокуратура.
В ответе на запрос депутата ЗакСа Максима Резника утверждается, что ОАО "ЗСД" 30 сентября было привлечено Росприроднадзором по ст. 8.1 Административного кодекса (Несоблюдение экологических требований при эксплуатации сооружений). Юрлицам по этой статье грозит штраф до 100 тыс. руб. ОАО "ЗСД" было назначено наказание… в виде предупреждения.
Гендиректор ОАО "ЗСД" лично нашел "виновного": "начальник отдела контроля качества строительства и экологической безопасности привлечен к дисциплинарной ответственности в виде замечания". Естественно, после такой строгости окружающей среде больше ничто не грозит!
Кроме того, природоохранная прокуратура подала в Куйбышевский районный суд иск, чтобы принудить ЗСД найти причину загрязнения и повысить эффективность работы очистных сооружений до достижения нормативов. Интересно, что решит суд.
Молчат как партизаны
Между тем компании, представляющие ЗСД – ОАО "ЗСД" и ООО "Магистраль северной столицы", – перестали считаться с мнением горожан. Вместо содержательных ответов на запросы реакция достаточно странная: а какое отношение вы имеете к нашей дороге, чтобы ею интересоваться?
ОАО "ЗСД" на 100% принадлежит государству, а ООО "МСС" управляет важным и опасным объектом, который влияет на жизнь петербуржцев, – рассказывает участник общественной организации "Защитим остров Васильевский" (ЗОВ) Аркадий Тимофеев. – Деятельность этих компаний касается всех. И то, что они перестали отвечать на наши запросы, означает, что им есть что скрывать".
Координатор ЗОВ Татьяна Шарагина попросила прокуратуру повлиять на эти организации. Зампрокурора Центрального района Каменский ответил ей, что, "поскольку ЗСД и МСС являются ОАО и ООО, они не входят в систему органов публичной власти", и посоветовал обращаться в суд.
Однако активисты в суд сразу не пошли, а сначала попросили помощи у Фонда развития свободы информации. Там подготовили запросы в городские комитеты и Ростехнадзор.
Задача активистов – раздобыть раздел проекта ЗСД "Мероприятия по охране окружающей среды". Сравнив его с реальным положением дел, можно будет сказать, кто напортачил с ГБП: проектировщик, придумавший очищать ядовитые стоки несчастными травками без предварительной фильтрации (в Европе ГБП являются лишь элементом многоступенчатой системы очистки), или подрядчик, не сумевший реализовать этот хитрый план.
Но добыть проектные документы – задача непростая. Как показывает опыт, в таких случаях государственные органы хоть и имеют их копии, гражданам их не выдают, ссылаясь на то, что те являются коммерческой тайной проектировщика и заказчика.
Правда, заказчик диаметра – правительство города, и оно не имеет права хранить от нас секреты. К тому же, как настаивают юристы ИРСИ, в данном случае в дело вступает п. 4 ст. 8 ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", по которому не может быть ограничен доступ к информации о состоянии окружающей среды.
Так или иначе, активисты намерены либо заставить представителей диаметра запустить-таки эти несчастные ГБП (в чем существуют значительные сомнения), либо поменять их на локальные очистные сооружения.