На обороне. Дома
Жильцы дома по проспекту Обуховской Обороны обнаружили на подъездах объявления о слушаниях "по вопросу сноса домов"
25 ноября в администрации Невского района прошли слушанияпо проекту планировки и проекту межевания квартала на левом берегу Невы между проспектом Обуховской Обороны и Перевозной набережной, напротив Большого Смоленского проспекта. Это там, где город планирует построить Большой Смоленский мост, который на правом берегу соединится с улицей Коллонтай.
Накануне жильцы нескольких домов по проспекту Обуховской Обороны обнаружили на своих подъездах анонимные объявления о слушаниях "по вопросу сноса домов". Взволнованные люди пришли в администрацию. О нависшей угрозе они ничего не знали. "Мы только что ремонт сделали, и тут такое!" – возмущались жители.
Чиновники и застройщик поспешили успокоить: слушания касаются только нового дома, который планируют построить на месте старого завода, никто ничего не сносит, и вы, граждане, можете спокойно идти домой. Как написала подконтрольная властям газета, "в ходе обсуждений стало ясно, что горожане ошибочно связывают строительство Большого Смоленского моста, расселение и снос жилых домов с потенциальной возможностью реализации проекта жилого строительства". Действительно ли жители ошибаются, а снос жилых домов (кстати, построенных до 1917 года) – не более чем "потенциальная возможность"?
Представляется, что администрация и застройщик слегка слукавили. Тема публичных слушаний – вовсе не строительство нового дома, а проект планировки и проект межевания всего квартала. Это нормативно-правовой акт, который потом крайне сложно оспорить в прокуратуре и суде, в чем уже убедились на личном опыте жители кварталов "реновации хрущевок". Документ содержит подробную характеристику всего квартала, включая земельные участки всех домов и схему дорог. Участков домов 56, 60 и 68 по проспекту Обуховской Обороны в этом проекте нет!
Рис. 1. Текущая схема межевания квартала (по данным сайта rgis.spb.ru)
Рис. 2. Чертеж межевания участков, представленный на слушаниях. "Пропали" земельные участки домов 56, 60 и 68 по проспекту Обуховской Обороны
И это не единственный сюрприз. В материалах слушаний есть транспортная схема в районе будущего моста. Бросается в глаза нестандартное решение развязки с проектируемой левобережной набережной, которая в будущем должна принять на себя основной поток транспорта с проспекта Обуховской Обороны: есть только съезд с моста, а симметричного ему заезда не планируется. Вместо этого примерно в 250 метрах южнее предложено пробить новый извилистый проезд от набережной. На первый взгляд, схема не самая оптимальная – чтобы попасть на мост с набережной, придется сначала вливаться в поток транспорта и ехать пару сотен метров по узкому проспекту Обуховской Обороны, вечно стоящему в пробках в часы пик. Под снос при таком варианте идет вся застройка квартала по проспекту, в том числе и жилые дома, расселение которых ранее не предполагалось генпланом. Зато все подъезды аккуратно обходят территорию находящегося в квартале Невского метизного завода.
Рис. 3. Чертеж планировки территории, представленный на слушаниях. Проектируемые подъезды к будущему мосту аккуратно обходят земельный участок СГС (светлый контур)
Этот завод (Общественный переулок, 5) – старое петербургское предприятие, основанное еще в 1896 г. купцом Аристовым. Теперь истории производства пришел конец – владельцем участка является ООО "СГС", которое с июля 2014 году принадлежит ООО "Новгородская" и ЗАО "Северный город" (обе фирмы входят в холдинг RBI). Эта компания решила построить на месте завода 20-этажный жилой дом. Однако с этим возникла небольшая проблема.
Согласно генплану, территория завода делится на две части. Это зона У (улично-дорожная сеть) и зона Д (общественно-деловая застройка, где могут быть и жилые дома). Зона У была зарезервирована под заезд на будущий мост с проектируемой новой набережной. То есть на застройку участка существуют довольно значительные ограничения.
Рис. 4. Земельный участок СГС (выделен темной клеткой) и зона улично-дорожной сети (серый фон)
В проекте планировки, представленном на слушаниях (и разработанном как раз по заказу ООО "СГС"), проблема девелопера решена: жилой дом расположен точно по границе зоны Д, заезд на мост с набережной не сделан, а зона У отдана под придомовую территорию. По словам застройщика, к изменению проекта моста он не имеет никакого отношения и все согласовано КРТИ. Согласование действительно имеется, а вот непричастность застройщика к странной схеме заездов, которая неминуемо приведет к пробкам, вызывает сомнения.
В 2008 году на слушаниях по соседнему кварталу демонстрировалась совсем другая схема подъездов к мосту – обычная симметричная развязка. Заезд на мост проходил через территорию метизного завода, а никакого дополнительного проезда пробивать не собирались. Все пространство между Общественным переулком и садом Крупской было единым огромным кварталом, проект планировки которого много лет разрабатывало ЗАО "Александро-Невская мануфактура".
Рис. 5. Старая схема со слушаний 2008 года. Видны стандартные симметричные заезды на мост, попадающие в функциональную зону У генерального плана
Однако в 2012 г. в Комитет по градостроительству и архитектуре обратилось уже известное нам ООО "СГС", и часть квартала отдали на проектирование ему. По этому поводу был судебный процесс, и в решении суда прямо говорится о том, что именно эта компания является автором нестандартной схемы заезда на мост: "ООО "СГС" 20.08.2012 представило в комитет эскиз проекта планировки... Предложен вариант схемы транспортного обеспечения территории, предусматривающий пробивку проезда по восточной границе Смоленского сада". Полный текст решения суда можно прочитать здесь.
Рис. 6. Схема из нового проекта планировки. Исчез прямой заезд на мост с Перевозной набережной, зато появился новый извилистый проезд по границе квартала в створе улицы Ольминского
Выгоды для застройщика очевидны – его участок останется неприкосновенным, а вот расходы по расселению жилых домов лягут на плечи города. При этом все предлагаемые к сносу здания построены до 1917 года, причем дом 60 – редкий для старых петербургских окраин образец стиля модерн, хоть и утративший часть декоративных элементов. И снос тех зданий, которые по генплану находятся за пределами зоны У, – прямое следствие строительства новой высотки.
Чиновники отмахиваются: мол, проект моста еще не готов и параметры неизвестны. Это действительно так. Предпроектом новой переправы через Неву сейчас занимается институт "Гипростроймост – Санкт-Петербург". Предложено три варианта переправы: разводной мост, вантовый высоководный мост и тоннель. В декабре материалы планируется передать в Смольный. Разумно ли в этот момент начинать строить жилой дом впритык к мосту? Ведь если в процессе проектирования в параметрах переправы потребуется что-то поменять, места для этого уже не останется.
Впрочем, до возведения моста дело может и не дойти. Нетрудно догадаться, что крупный холдинг, скорее всего, построит свой дом раньше, чем приступит к строительству город. А дальше многочисленным жителям новой высотки наверняка не захочется жить на магистрали. И начнутся митинги и протесты. Готовы ли к такому развитию событий транспортные чиновники, проектировщики и простаивающие в пробках петербуржцы?
Это уже не первый случай, когда на свободном участке, выделенном для размещения подъездов к новому мосту, появляется новостройка, а для строительства подъездов согласовывается освобождение другого участка, давно застроенного историческими жилыми домами. При этом их расселение будет происходить, естественно, за счет городского бюджета. Именно так получилось с подъездом к мосту через остров Серный, ради которого придется снести дома 46 и 48 по Пионерской улице. Еще недавно рядом было свободное место, где можно было бы проложить дорогу, – но там только что вырос огромный бизнес-центр. В Невском районе пока есть все возможности избежать такого развития событий.