Начни репрессии с себя
По мере того как развитие российской экономики заходит в тупик и выстраивается жесткий политический режим, все чаще возникают вопросы: а не закончится ли дело массовыми репрессиями?
До тех пор, пока большая часть населения страны искренне поддерживала Владимира Путина, связывая с ним рост реальных доходов, репрессии нашей власти в принципе не требовались.
Протестующие представляли собой лишь небольшую часть общества, которую можно было, как правило, вообще игнорировать. Но теперь у нас начинается долгий период затягивания поясов. И если Кремлю не удастся на всем этом длительном промежутке времени поддерживать эйфорию по принципу "Крым наш!", число недовольных станет быстро расти.
На протест выйдут не только столичные интеллектуалы, осознающие всю губительность путинской системы, но также провинциалы, оставшиеся без работы, пенсионеры, страдающие от инфляции, и даже труженики ВПК, которым государство сильно задолжает из-за отсутствия средств в бюджете.
Массовость протеста провоцирует массовость репрессий. Если нельзя для удержания власти накормить общество, то его можно запугать. Сталинский режим, основанный на страхе и лжи, долгое время существовал, несмотря на голод и развал всей системы производства предметов потребления. Ныне ложь уже активно используется для формирования массовых представлений, будто Россия находится в кольце врагов. Теперь осталось добавить страха?
Скорее всего, нет. У сталинского режима имелась одна важная особенность, которую трудно воспроизвести сегодня. А без нее невозможно сделать репрессии по-настоящему полезными для поддержания режима.
Как рассуждал Сталин? Если посадить, скажем, одного маршала, мигом открывается целая система вакансий. Маршалом станет генерал. На его место придет полковник. Майор продвинется на полковничью должность. Капитану доверят батальон, которым раньше командовал майор. И так далее. Не исключено, что квартира маршала отойдет прокурору, теснившемуся раньше в коммуналке, а в освободившиеся от прокурора комнаты въедет провинциальный партработник, переведенный на службу в Москву.
Имущество маршала в суматохе растащат кухарка, дворник и энкавэдэшники, осуществлявшие арест. Жена маршала (если молодая и красивая) выйдет замуж за "друга семьи", который, собственно, и настучал на старого рубаку. В общем, десятки людей получат определенный выигрыш, если репрессировать всего лишь одного человека. А если репрессировать миллион "верных ленинцев", выигрыш получат несколько миллионов пролетариев, превратившихся благодаря таким "социальным лифтам" в начинающих деятелей советской номенклатуры. На их пролетарские рабочие места придут крестьяне из голодающий деревни и будут славить великого Сталина за то, что он дал им кусок хлеба с маслом, когда десятки миллионов односельчан питаются щами из крапивы.
Не правда ли, очень эффективная система? И основатель такой системы, наверное, может считаться "эффективным менеджером". Естественно, при условии, что репрессии начинаются с самого верху. Поскольку если "верных ленинцев" щадить, а в места не столь отдаленные направлять доярок, то дело кончится не укреплением политического режима, а лишь сокращением объемов производства молочной продукции.
Может ли сработать подобная система "эффективного менеджмента" в наших современных условиях? Если, скажем, представителей креативного класса, имеющих обыкновение временами выходить на Болотную, отправить строить газопровод "Сила Сибири", то ВВП страны несколько сократится, а Сибирь вряд ли усилится, поскольку трубы в Китай тянуть – это не Беломорканал рыть. Нужны не мужики с лопатами, а квалифицированные рабочие и инженеры. Креативщики в тайге быстро протянут ноги, а Путин в итоге не дождется китайских газодолларов.
Если же пересажать в большом количестве генералов ФСБ, работников прокураторы, народных избранников из числа жуликов и воров, мидовских борцов с американским империализмом, телепропагандонов, натравливающих нас на украинцев, а также всех прочих лиц, зарабатывающих правдами и неправдами огромные деньги, то сталинская система социальных лифтов вновь заработает. Газ до Китая, правда, и в этом варианте не дойдет, однако миллионы молодых людей с большими амбициями будут искренне славить национального лидера за предоставленные им карьерные возможности.
Движение "Наши" еще совсем недавно намекало Путину на то, что элита у нас неправильная и молодые карьеристы служили бы вождю гораздо лучше старых коррупционеров. Но почему-то Владимир Владимирович не стал обновлять элиту. Даже Сердюков не отправился шить варежки строителям "Силы Сибири".
Похоже, нынешняя российская элита живет по другим понятиям, нежели сталинская. Она стремится продлить личное процветание, жертвуя при этом процветанием системы. И данный факт можно считать маленькой ложечкой меда в той бочке дегтя, которую на нас сегодня вывалили.