Разыскиваются пять миллиардов
Уже два месяца парламентские единороссы не могут ответить "Новой", куда ушли из бюджета 5 миллиардов 73 миллиона рублей (именно столько составила «поправка» Бюджетно-финансового комитета Заксобрания).
Изыскания "Новой" помогли установить судьбу только 32,5 млн рублей – о своих действиях отчитались несколько оппозиционных депутатов. "Новая" неоднократно писала о поправке БФК. Считается, что в этой поправке собраны предложения депутатов, которые голосуют за бюджет в обмен на утверждение своих финансово-затратных "инициатив". Лояльные депутаты, как правило, направляют поправки либо на свои муниципальные образования (чтобы потом проще было переизбраться, например), либо на некоммерческие организации.
В предыдущие годы парламентарии традиционно "жертвовали" на НКО, не идентифицируя себя, – эдакие Робин Гуды. Однако журналисты все же могли узнать, какой депутат куда деньги направил, "прогнав" народных избранников через ЕГРЮЛ и СПАРК: частенько в соучредителях облагодетельствованных НКО значились родственники, помощники, родственники помощников депутатов горпарламента.
Например, на организацию "Правый берег" (специализируется на временном трудоустройстве молодежи) средства выделяются регулярно. Как удалось выяснить "Новой", и в этот раз она получила 4 млн рублей. В своих интервью единоросс Александр Кущак не раз хвастался, что мероприятия "Правого берега" проходят под его эгидой. По странному совпадению, исполняющим обязанности руководителя организации оказался главный помощник Кущака Вячеслав Козлов, чей сын Марат Козлов также руководил "Правым берегом" и в свое время собирал подписи в поддержку строительства "Охта-центра" в Красногвардейском районе.
Такая "прозрачность" депутатам, вероятно, надоела, и в этом году они решили даже названий организаций, которым достался кусок казенного пирога, не называть.
Спикер Заксобрания Вячеслав Макаров, впрочем, никакой закрытости в этом не увидел, поспешив объявить журналистам:"Для меня наш бюджет ясный, прозрачный, никакой анонимности я там не вижу. Когда я читаю, я вижу все в этом бюджете. Я убежден, что и вы, если посмотрите более внимательно, увидите все, что вам необходимо".
"Новая" вняла совету главы горпарламента и направила каждому депутату официальный запрос с требованием персонифицировать поправки. Сам Макаров ответом нас не удостоил.
Ни один единоросс по существу не ответил. Все ответы (от Сергея Анденко, Елены Киселевой, Анатолия Дроздова, а также от пресс-службы Заксобрания) под копирку – тексты идентичны: "Вся информация о поправках к указанному законопроекту находится в открытом доступе на официальном сайте Законодательного собрания Санкт-Петербурга (assembly.spb.ru) и на официальном сайте Комитета финансов Санкт-Петербурга (fincom.spb.ru)". Солгали.
Одним из первых свой ответ в редакцию прислал Андрей Анохин. Вскоре и парламентские оппозиционеры Марина Шишкина, Виктор Ложечко, Максим Резник, Вячеслав Нотяг, Ирина Комолова рассказали, что свою часть поправки потратили на школы, театры, экологию, ветеранов и людей с ограниченными возможностями.
Яблочники утверждают, что поправка БФК – пример политической коррупции, форма сговора между большинством депутатов и исполнительной властью. "За право самостоятельно (и исходя из своих политических и иных интересов) распределить ничтожно малый процент бюджета (от 0,5 до 1%) депутаты соглашаются закрыть глаза на остальные 99% расходов", – говорит яблочник Борис Вишневский. Он настаивает, что его фракция за бюджет не голосовала, поэтому и в поправке БФК участия не принимала.
Надеемся, прокуратура объяснит остальным депутатам, что о деньгах налогоплательщиков надо отчитываться. Не для красоты же была написана 36-я статья Бюджетного кодекса РФ, в которой закрепляется принцип прозрачности бюджета. Да и статья 8 ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", в которой запрещается ограничение доступа к "информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну)", придумана не просто так. Перечень сведений, составляющих гостайну, строго регламентируется, и поправка БФК к ним не относится.
Да и на запросы журналистов надо отвечать в семидневный срок. В соответствии со статьей 40 закона "О средствах массовой информации" отказ в предоставлении запрашиваемой информации возможен, только если она содержит сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну. Уведомление об отказе вручается представителю редакции в трехдневный срок со дня получения письменного запроса информации. Нам никто письменных отказов не вручал.
КСТАТИ
19 ноября 2014 года бюджет Петербурга – 2015 принимался во втором чтении. В результате доходы городской казны были увеличены на 11,4 млрд руб. и составят 419,4 млрд, расходы – на 16,4 млрд и составят 474,4 млрд, а дефицит увеличится на 5 млрд руб. и составит 55 млрд.