Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Как заработать на Майдане

21 января 2015 23:51 / Политика

Как объяснить эпидемию организованного патриотизма?

Прокремлевские организации плодятся как на дрожжах. В январе внезапно возник какой-то "Антимайдан" во главе с байкером по имени Хирург. Можно подумать, будто сейчас в России прямо-таки пик протестного движения, и мужественная патриотическая общественность, бросая в кювет свои крутые байки, трайки, мерины и бумеры (на которые обычный протестант за всю жизнь не заработает), спешит лечить Россию радикально-хирургическими методами.

На самом деле протестное движение слабо. Оно успешно подавляется всякими высосанными из пальца уголовными делами вроде тех, по которым проходил недавно дважды условный Алексей Навальный. На каждого робко протестующего гражданина у нас уже приходится по буйной прокремлевской организации.

Как можно объяснить эту эпидемию организованного патриотизма?

В первую очередь, чтобы разобраться, надо перестать смотреть на результаты массовых опросов, говорящих о поддержке крымнашистского движения 125 процентами населения. Подобная опросная пропаганда готова уверить нас, будто простой гражданин по ночам вскакивает в страхе, опасаясь прихода то ли Майдана в Москву, то ли НАТО – в Крым. На самом деле простой гражданин в данный момент проходит сложный путь от беззаботных мыслей о футболе с пивом к тяжким раздумьям о растущих ценах и невыплаченных зарплатах. Через годик-другой, судя по успехам великой стратегии импортозамещения, он только об этом и будет думать. А за Крым душа станет болеть только у г-на Ротенберга, наваривающего бабки с помощью строительства моста из России на полуостров.

Организованный патриотизм им. г-на Хирурга сродни трудам Ротенберга и вовсе не является общественным движением. Дело в том, что вокруг нашей власти крутится много разнообразных денежных сумм, которые при умелом подходе можно освоить. Не обязательно это бюджетные средства, хотя и их государство всегда готово кинуть в умело подставленный карман. Но главное – это огромные ресурсы, скопленные в разного рода фондах, выдоенные у дружественных Кремлю олигархов и просто путешествующие из рук в руки черным налом, благо подобную публику никто за финансовые злоупотребления в кутузку не потащит.

Кремль столь давно вкладывает деньги в пропаганду, что у нас выросло уже целое поколение энергичных молодых людей, профессионально осваивающих финансирование подобного рода. Это своего рода предприниматели, которые поняли, что выгоднее всего не импортозамещением заниматься, а напрямую брать деньги у власти под всякого рода проекты, формирующие у Кремля иллюзию, будто народ его защищает. Всякие антимайданы – это по большому счету не политика, а экономика. Это способ производства своеобразного интеллектуального продукта, который предприниматели хотят втюхать начальству, давно уже потерявшему счет деньгам.

Скорее всего, подобные проекты начинаются не с бравых хирургов, затянутых в кожу с лампасами, а с незаметных интеллигентных мальчиков из русского креативного класса. Мальчики, не имея ничего за душой, профессионально выстраивают конструкцию, которая на выходе будет стоить миллионы.

Во-первых, находят фигуру, особо приближенную к императору, хотя, возможно, и бестолковую. Не важно. Мозгами крутить этой фигуре не надо. Надо лишь щеки надувать. При наличии подобного зицпредседателя в рядах патриотической общественности любой олигарх, к которому придут за деньгами, будет подозревать, будто за этой историей лично стоит Тот-Кого-Нельзя-Называть. За последние 15 лет почти все фигуры, приближенные к императору, уже оказались в деле, не исключая партнеров по дзюдо, но, как выяснилось, до хирургов у мастеров политического предпринимательства дело еще не доходило.

Во-вторых, в такого рода гешефтах нужен непосредственный производитель массового идеологического продукта. Например, писатель или публицист, книги которого можно сгрузить на стол спонсору в доказательство того, что контора пишет. Степень воздействия патриотических писаний на нестойкие умы крымнаших проверить трудно, но совокупный тираж трудов антимайданно настроенных борцов за денежные знаки обычно впечатляет.

Наконец, в-третьих, нужна массовка, которую временами, за небольшое вознаграждение, следует выпускать в места, где ступала или даже не ступала нога протестующих. Массовку всегда можно заснять, а если удастся с помощью связей на TV прогнать запись по ведущему каналу, данная сшитая на живую нитку патриотическая организация станет ключевым претендентом на распил ресурсов.

Вышеописанный проект не слишком сложен, но основан все же на профессиональной оргработе. Пример иного, совсем простенького проекта, основанного на чистом блефе, не столь давно продемонстрировал некий ушлый паренек, который развел Леонида Парфенова и Лию Ахеджакову, обманом убедив этих достойных людей поддержать недостойную акцию против Навального. История эта стала известна всей стране, и под нее политический предприниматель, скорее всего, тоже сможет получить деньги.

И пока деньги в коридорах власти не кончатся, народные умельцы будут без конца плодить всякие проекты.