Если сажать, то уж лучше морковь
Правительство Ленобласти борется с использованием земли не по назначению. Пока без особых успехов
Байка про китайцев, которые хватаются за сердце, глядя на бескрайние российские просторы: «Сколько здесь всякого можно вырастить!», наших граждан пока только веселит. Разговоры о том, что земля, важнейший ресурс, используется далеко не в полную силу, давно стали общим местом. В том числе и в Ленинградской области.
По состоянию на 1 января 2014 г. общая площадь земель сельскохозяйственного назначения, по данным Управления Росреестра по Ленинградской области, составляла 1 млн 703 тыс. гектаров. Казалось бы, это много – хватит и Питер кормить, и соседям продавать. Но больше половины из них (по данным чиновников – 848 тыс. га, по данным лесного реестра – 906 тыс. га) приходится на лесной фонд. Еще 160 тыс. га занято болотами, озерами, дорогами или уже застроено. Под посевы, сенокосы и пастбища в Ленобласти отведено 617 тыс. га. Но какая часть из них реально используется по назначению?
Кто, что и где – неизвестно
Из 617 тыс. га сельхозугодий треть – 207 тыс. га – зарегистрирована в системе кадастра и оформлена в собственность. 245,3 тыс. га (40%) находится в общей долевой собственности и не оформлено в соответствии с действующим законодательством.
Казалось бы, простой способ определить: раз оформил – значит, использует? На деле это не так. Земли, оформленные в собственность, можно перевести в другую категорию и застроить. А на неоформленных вполне может вестись сельское хозяйство, так как это позволяет играть с налогами.
Что же делают или собираются делать со всей этой запутанной историей власти? Есть две тенденции: изымать земли у тех, кто их не использует, или использовать их для строительства дешевого социального жилья.
Со второй все просто. В феврале 2014 г. вице-губернатор Ленобласти Георгий Богачев заявил о намерении предложить застройщикам выгодную схему. Правительство упрощает механизм перевода земли из категории сельхозназначения в категорию жилой застройки, а застройщики взамен продают области часть квартир по сниженной цене – для обеспечения жильем льготных категорий граждан. Проблема только в инфраструктуре, которая может так и не появиться на подобных выселках, задуманныхкак «жилье для бедных».
Отнимать – это выход?
Но основная тенденция – заставить собственников земли заниматься сельским хозяйством. А если не хотят – отнимать землю и отдавать другим.
Так, в 2013 г. под Всеволожском владелица сельхозугодья была оштрафована за то, что ее участок зарос до неприличия. Это, конечно свидетельствует о том, что власти не бездействуют, но штраф за непролазные 12,8 га составил… полторы тысячи рублей.
Владельцев сельхозземель регулярно штрафуют за заброшенные участки, где могут быть и дебри, и свалки, но штраф помогает не очень: насильно фермером никого не сделаешь. Нередко собственники изначально не планируют выращивать пшеницу или коров, а мечтают, особенно если земля рядом с городом, подсуетиться где надо, изменить функциональное назначение земли и пустить ее под застройку.
Доходит и до откровенного мошенничества. В 2013 г. во Всеволожске более 100 человек купили участки на территории бывшего совхоза в Романовке, полагая, что смогут построить на них дачи или дома, и только постфактум выяснили, что не только строить, но даже дороги проводить к их участкам незаконно.
Областные власти предлагают разные способы борьбы с использованием сельхозземель не по назначению. Например, председательпрезидиума совета муниципальных образований Дмитрий Пуляевский предложил провести земельнуюамнистию: назначитьсрок оформления и регистрации собственности, по истечении которого незарегистрированные земли переходят в собственность субъекта Федерации, который в рамках разработанной методики передает земли в районы.
Губернатор Ленобласти Александр Дрозденко еще в 2012 г. обращался к министру сельского хозяйства Николаю Федорову с просьбой разрешить на региональном уровне выкупать у частников неиспользуемую землю сельхозназначения. Был представлен и соответствующий законопроект в Госдуму. Министр поддержал губернатора и высказался даже более жестко: «Если земля не используется, изымать без выкупа». Однако подвижек в этом направлении до сих пор нет; по мнению Дрозденко, принятию закона в Госдуме мешает некое лобби.
В мае 2014 г. губернатор Ленобласти вновь взялся за земельный вопроспоручил разработатьварианты, как вернуть в сельхозоборот неиспользуемыеземли. А в июне 2014-го предложил в несколько раз повысить налог для недобросовестных землепользователей – для чего, опять же, необходимо менять федеральное законодательство. Летом 2014 г. правительство области решило создать электронную карту сельхозземель с информацией о площадях, границах, собственниках и о том, как земля реально используется – об урожайности, удоях и т. п.
Подождите лет пять
Итак, громких заявлений и начинаний много, но проблема все равно не решается. Наоборот, неурегулированность в этой сфере приобретает все более гротескные формы. Как, например, с приусадебными хозяйствами «Массив 52» в поселке Новый Свет Гатчинского района.
В 2012 г. был утвержден генплан Нового Света, в котором вдруг оказалось, что «Массив 52» находится на землях сельхозназначения.
Местный совхоз в 1985 г. выделил для своих работников 50 гектаров земли под личные приусадебные хозяйства, которые с этого момента стали землями поселений. Построенные здесь дома являются полноценным жильем и никогда не воспринимались законом как временные постройки или дачи. У людей, застроивших «Массив 52», с незапамятных времен имеется местная прописка. Сейчас здесь оформлены участки 511 собственникам и 237 арендаторам.
Однако новый генплан в 2012 г. развязал руки застройщикам окружающих земель, которые решили построить здесь нефтехранилища, складские помещения, стоянки для грузовиков и прочую логистику. Местные жители воспротивились и начали всерьез заявлять о своих правах.
В итоге год назад, 26 декабря 2013 г., местные депутаты приняли решение включить «Массив 52» в черту населенного пункта Новый Свет. 22 января 2014 г. администрация поселения приняла постановление о разработке изменений в генплан. Жильцы «Массива» обрадовались, решив, что исправление несправедливости не за горами.
«И вот прошел год, – рассказывает глава местной инициативной группы Людмила Антонова. – Я пришла на прием к главе администрации Новосветского сельского поселения Елене Огневой, спрашиваю: когда внесете нас обратно? А она мне отвечает: на это уйдет пять-шесть лет! Ничего себе: вынесли нас одним росчерком пера, а вносить шесть лет будут!»
Жители понимают, что если исправление допущенной в отношении них несправедливости действительно займет столь долгое время, то промзона будет достроена и прекратить ее работу будет крайне сложно.
Таким образом, получается, что сельскохозяйственные земли в области используются для чего угодно – например, для того, чтобы санкционировать строительство промышленных объектов впритык к жилым домам, – но все реже для нужд реального сельского хозяйства. Быть может, изменить ситуацию могло бы не устрожение контроля над использованием этого вида земель, а повышение привлекательности фермерства как бизнеса? Спекуляции с землей уйдут в прошлое, когда сельское хозяйство начнет приносить доход, соизмеримый с доходом от этих самых спекуляций.