Достали из-под земли
Фото: пресс-служба петербургского метрополитена

Достали из-под земли

26 февраля 2015 15:02 / Экономика

Уголовное дело и обыски у руководства петербургской подземки – результат строительства новых станций метро

Глава Петербургского метрополитена Владимир Гарюгин подозревается в превышении должностных полномочий, причинившем серьезный ущерб городской казне. После проверки, проведенной Контрольно-счетной палатой (КСП) в петербургской подземке, СК РФ возбудил уголовное дело по ст. 201, ч. 2 УК РФ «Злоупотребление полномочиями».

А в конце прошлой недели сыщики нагрянули с обысками в офис предприятия и по адресам проживания его руководителей. Изъяли документацию и крупные суммы денег в рублях и валюте.

«Новая» рассказывала о скандальных итогах проверки деятельности петербургского метрополитена за период с 2011 по 2013 г. (см. № от 01.12.2014). Не менее 9,2 млрд руб. – ущерб, который, по оценкам КСП, за это время причинило предприятие городскому бюджету. По выводам проверяющих, за семь лет (с 2007 по 2013 г.) «Петербургский метрополитен» заключил 292 незаконные сделки на общую сумму свыше 7,3 млрд руб., в которых усмотрена личная заинтересованность Владимира Гарюгина.

Главные претензии КСП связаны со строительством станций «Обводный канал», «Бухарестская», «Международная», «Звенигородская», «Адмиралтейская». Аудиторы подытожили, что землю под вестибюлями пяти новых станций метро отдали инвесторам, построившим торговые центры, по цене гораздо ниже рыночной. Сделки заключались со структурами холдингов «Адамант» и «Петромир». В казну предприниматели заплатили всего лишь 107,2 млн руб. Это, по заключению независимых оценщиков, привлеченных КСП, в 13 раз меньше, чем должны были, – 1 млрд 397 млн руб.

Однако в уголовной плоскости на сегодняшний день рассматриваются финансовые нарушения, связанные только с одной станцией – «Адмиралтейская». Свайное основание под торговым центром «Адмирал», расположенным над «Адмиралтейской», по договору с компанией «Советник» (входит в холдинг «Петромир») должен был делать инвестор. В реальности же эти работы выполнил «Метрострой». По подсчетам КСП, их стоимость не менее 466 млн руб.

Но, уверяют ревизоры, «метрополитен неправомерно принял решение об освобождении инвестора от возмещения затрат бюджета». В подземке возражают: после возведения здания были произведены расчеты, согласно которым стоимость свайного основания составила 271 млн руб., и эту сумму «Советник» якобы перечислил в городской бюджет. Так ли это на самом деле, и чья цифра точней – предстоит выяснить следствию. Также не исключено, что в деле появятся новые эпизоды по фактам других финансовых нарушений.

«Владимир Гарюгин и иные лица использовали свои полномочия вопреки законным интересам организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для других лиц. В результате причинен ущерб бюджету, а также нанесен существенный вред интересам государства, – прокомментировал «Новой» руководитель управления взаимодействия со СМИ СК РФ Владимир Маркин. – 17 февраля по местам проживания должностных лиц Петербургского метрополитена, в офисе предприятия и в офисе компании-инвестора проведены обыски. Изъяты предметы и документы, имеющие отношение к делу, а также крупные суммы денег в рублях и валюте».

«Проверки продолжаются, в этот раз инструментом был выбран обыск, – сообщили «Новой» в пресс-службе ГУП «Петербургский метрополитен». – Результатов пока нет. Мы предоставили все документы по требованию правоохранителей. Ответили на все их вопросы. На работу управления это никак не повлияло».

Петербургская подземка не согласна с выводами ревизоров и намерена судиться с Контрольно-счетной палатой. Еще в декабре метрополитен подал иск к КСП «О признании недействительным ненормативного правового акта, решения». Процесс в Арбитражном суде Петербурга и Ленобласти начинается 26 февраля.