Живая память взывает к чернильным душам
Даниил Гранин, дети блокадного Ленинграда, градозащитники призвали руководство страны и города не допустить в юбилейный год Победы уничтожения подлинно народного мемориала, каким стала блокадная подстанция на Фонтанке.
В ряды защитников блокадной подстанции встал и почетный гражданин Петербурга Даниил Гранин. Писатель обратился с письмом на имя руководителя администрации Президента РФ Сергея Иванова и к губернатору Петербурга Георгию Полтавченко, выражая обеспокоенность угрозой сноса блокадной подстанции на Фонтанке, о значимости которой рассказывает давно размещенная на ее стене мемориальная доска: "Подвигу трамвайщиков блокадного Ленинграда. После суровой зимы 1941/1942 годов эта тяговая подстанция дала энергию в сеть и обеспечила движение возрожденного трамвая".
Это место по-прежнему живо, здесь регулярно проходят памятные торжественные мероприятия с возложением цветов и участием ветеранов, жителей блокадного Ленинграда и молодежи, отмечается в письме. Однако здесь запроектирована шестиэтажная гостиница, при строительстве которой не предусмотрено сохранение мемориального здания.
Новый символ
"В год 70-летия Победы прошу Вашего решения о сохранении "Блокадной подстанции" как объекта культурного наследия, как памяти о страшных днях блокады Ленинграда", – взывает почетный гражданин Петербурга.
Свое обращение губернатору, спикеру ЗакСа и председателю КГИОП распространил и Союз "Дети 900 дней блокады". Десятки подписавшихся под ним заявляют, что "с чувством тревоги и боли" следят за развитием ситуации вокруг блокадной подстанции, на месте которой "безнравственный застройщик упорно пытается возвести гостиницу".
Пережившие блокаду возмущены тем, что, "несмотря на многолетние коллективные обращения ветеранов, блокадников, депутатов и градозащитников, несмотря на выводы историко-культурной экспертизы, признающей здание памятником истории, и поддержку этих выводов Советом по наследию и профильной комиссией ЗакСа, администрация города не спешит защитить блокадную подстанцию от сноса".
Вне зависимости от официального статуса, отмечается в обращении, подстанция на Фонтанке уже превратилась в народный мемориал трамвайщикам блокадного Ленинграда, в место почитания их подвига. "Пуск трамвая после блокадной зимы доказал врагу, что город жив и дух его не сломлен. В мемуарах ленинградцев, переживших страшную зиму 1941/42 годов, пуск трамвая воспринимался как начало грядущей Победы", – напоминают блокадники. Как бы отвечая на настойчивые попытки инвестора доказать второстепенную роль именно этой подстанции, авторы обращения говорят: да, она была не единственной, а одной из трех первых, давших ток ленинградскому трамваю весной 1942-го. "Но в восприятии горожан – не только ветеранов и блокадников, но и молодого поколения – именно Центральная подстанция на Фонтанке сделалась почитаемым памятным местом. Подобно тому, как дневник одной из десятков тысяч блокадных девочек Тани Савичевой стал общеизвестным символом блокадной трагедии, подстанция на Фонтанке – это уже символ. Сам факт, что эта живая народная традиция возникла в 2000-х, когда со времен войны прошло больше 60 лет, лучше всего свидетельствует о том, какое огромное значение для воспитания молодого поколения имеют подлинные исторические памятники – в данном случае здание скромной архитектуры с героической судьбой".
Призывая сделать все возможное для сохранения подстанции на Фонтанке, придания ей статуса памятника и пересмотра решения о новом строительстве на ее месте, Союз "Дети 900 дней блокады" подчеркивает: "Мы считаем глубоко безнравственной затеей упорные попытки строительства апарт-отеля именно на этом священном для города месте. Мы убеждены, что уважение к исторической памяти важнее коммерческих интересов. Для гостиницы можно найти другое место, а памятники блокады должны быть неприкосновенны".
Блокадница, член совета ветеранов Центрального района Лариса Михайловна Мичурина, также уже не раз обращавшаяся к руководству города и страны в защиту блокадной подстанции, говорит, что ее сохранение и было бы самым лучшим подарком к юбилею Победы для нее и тех ее товарищей, которые все еще воюют, теперь – обороняя культурные и исторические ценности родного города от атак бизнеса.
В поисках воли
Напомним, осенью 2013 года блокадники уже направляли в защиту блокадной подстанции письмо губернатору Георгию Полтавченко. "Нас, участников и свидетелей страшных блокадных лет, с каждым годом становится все меньше, собираться нам все труднее, и наш голос все меньше слышен", – писали они. Стыдно читать, как эти люди, которым мы обязаны своей жизнью и жизнью нашего города, умоляли губернатора: "Пожалуйста, проявите политическую волю. Сохраните для потомков один из немногих подлинных памятников героизма блокадников в центре Санкт-Петербурга". Тогда они получили из Смольного хамскую отписку: у инвестора есть все необходимые согласования, а посвященных героизму защитников Ленинграда мемориальных досок у нас и так больше шестидесяти. Не постеснявшись при этом приписать: "Сохранение памяти о героических и трагических страницах блокадного Ленинграда является важнейшим направлением деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга по патриотическому воспитанию подрастающего поколения".
За прошедшее время политической воли у Георгия Сергеевича как будто не прибавилось.
А подросшее с тех пор поколение – из числа активистов "Живого города" – направило тем временем письма президенту Владимиру Путину и министру культуры Владимиру Мединскому с призывом вмешаться в ситуацию и "не допустить надругательства над подвигом блокадного Ленинграда". Живогородцы настаивают на том, что здание необходимо не только сохранить, но и утвердить в качестве объекта культурного наследия, чтобы в год 70-летия Победы достойным образом увековечить память о подвиге Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.
P. S. В понедельник, 23 марта, судьба блокадной подстанции будет решаться в Городском суде (Бассейная улица, 6, зал 65, начало в 16.00). Застройщик оспаривает вынесенное по заявлению блокадников и общественных активистов решение Куйбышевского суда о градостроительном плане земельного участка.