Таможня дает добро
У правоохранительных органов нет претензий к директору Института региональной прессы Анне Шароградской, которую в ноябре 2014-го они заподозрили в экстремизме.
Проверка в отношении Шароградской началась после того, как таможенники изъяли у нее ноутбук и 11 флэшек, а полиция обнаружила в них материалы, которые "могли содержать экстремизм". В понедельник, 23 марта, она также выплатила штраф в размере 400 тысяч рублей за отказ регистрироваться в качестве "иностранного агента".
"Новая" неоднократно писала о том, как 5 июня 2014 г. в аэропорту Анну Аркадьевну задержали, когда она собиралась садиться на самолет до США – чтобы, как каждое лето на протяжении последних двадцати лет, пару месяцев потратить на преподавание американским студентам журналистики в Университете Индианы.
Вместо полета ее ждали шесть часов разбирательств с таможенниками, которые задержали ее "по ориентировке погранслужб", ведь, по сведениям ФСБ РФ, директор ИРП могла незаконно перевозить товары, "подлежащие экспортному контролю" (к таким товарам относятся, например, материалы, применяемые в ядерных целях). Таможенники скрупулезно исследовали содержимое сумки Анны Аркадьевны, после чего забрали содержимое на десять месяцев.
Потом Шароградская долго судилась, доказывая незаконность действий таможни (ведь вещи были изъяты без предъявления какого-либо судебного решения), но безуспешно. Одна польза от тяжбы, впрочем, была: в ходе итогового заседания сотрудники линейного отдела МВД Пулково сообщили, что передают флэшку, найденную в ее личных вещах, в ФСБ для принятия решения о возбуждении уголовных дел сразу по двум статьям – ст. 280 (публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности) и 282 УК РФ (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства).
В качестве основания усматривалось обнаружение "более 100 документов, содержащих слова "методы терактов", "государственный переворот", "методы национальной пропаганды". В беседе с корреспондентом "Новой" Шароградская объясняла, что на носителях находились примеры публикаций в российских СМИ. "Я собираю материалы прессы, чтобы на семинарах по журналистской этике показывать, как следует или не следует писать", – пояснила она. Были на носителях и цитаты Владимира Путина: в частности, его предложение "стуча копытами удалиться в сторону моря", обращение к несогласным как к "бандерлогам" и т. п.
Адвокат Иван Павлов настаивал на том, что в действиях его подзащитной нет состава указанных статей, поскольку она "не распространяла, а лишь хранила информацию".
Спустя несколько месяцев от двух статей осталась одна – часть 1 статьи 282 УК РФ.
23 марта 2015 г. следователи вручили Шароградской постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.
Вернули также все личные вещи. Вся ли информация сохранилась в айпаде, она пока проверить не может, гаджет заблокирован, на темном экране высвечивается "Ipad отключен, попробуйте включить его снова через 23 422 522 минут". В том случае, если айпад окажется неисправен, Анна Аркадьевна не исключает, что обратится в суд.
"Как бы то ни было, мы будем добиваться ознакомления со всеми материалами проверки, уверен, что там есть много интересного", – заявил "Новой" адвокат Евгений Смирнов.
Добавим, накануне глава ИРП провела пять часов в банке, пытаясь заплатить штраф в размере 400 тысяч рублей. Уплата штрафа не означает, что Шароградская и ее адвокаты согласны с судебным решением. Они намерены его оспаривать до последнего, потому что не есть хорошо, когда "ошибка принтера Минюста" 2 тысячи рублей превращает в 400 тысяч (Об этом "Новая" писала подробно: http://novayagazeta.spb.ru/articles/9359/).
Часть суммы собрали представители журналистского сообщества. Глава ИРП благодарит всех за помощь и радуется, что "прошла через эту мясорубку". "Ощущение реальности необходимо. Нужно понимать, что есть суд, как он вершится, как трудно адвокатам работать в состоянии абсурда", – резюмирует Анна Аркадьевна.
Прямая речь
Евгений СМИРНОВ, адвокат:
Сегодня в деле Анны Аркадьевны Шароградской поставлена жирная запятая, ей вернули изъятые вещи и больше не подозревают в экстремизме.
Меня часто спрашивают: а почему ее остановили, кто инициировал этот беспредел, откуда растут уши? Теперь могу документально подтвердить – ФСБ.
Вещи вернули, но на этом мы не остановимся, "никто не забыт, ничто не забыто". Мы будем добиваться ознакомления со всеми материалами проверки. Уверен, что там есть много интересного. Уже сейчас ясно, что вещи вернули не в целости и сохранности, iPad заблокирован, к нему пытались безуспешно подобрать пароль. Не уверен я и в работоспособности и сохранности информации на остальных устройствах. Одно могу сказать определенно: беспардонное задержание Анны Аркадьевны аукнется им не раз.