Главное – сдать деньги
Фото: Александр Петросян

Главное – сдать деньги

2 апреля 2015 23:29 / Экономика

Гиды-переводчики жалуются на поборы со стороны городских музеев

Для иностранных туристов лицо Петербурга – это гиды-переводчики, которые преподносят им сокровища Эрмитажа, Царского Села, Петергофа…В советские времена гиды-переводчики работали под надзором Интуриста: он их обучал, давал аттестацию и бесплатно проводил курсы повышения квалификации. После распада СССР Интурист приказал долго жить, и в нулевых сложилась система отношений, в которой гиды оказались без всякой защиты.

Столько не заработаешь

Крупнейшие городские музеи перестали пускать на свою территорию переводчиков, которые не прошли у них аттестацию. С одной стороны, музеи можно понять. В переломную эпоху назваться гидом мог любой проходимец, который знал иностранный язык и нес туристам несусветную чушь. Что, конечно, было малореально: чтобы получить такой статус, соискатели сдают тест при Комитете по туризму.

Но по факту благое намерение музейщиков – повысить уровень обслуживания туристов – как утверждают профессиональные гиды, выродилось в нечто совсем дикое.

«Гидов-переводчиков, работающих по 20–30 лет, заставляют ежегодно платить за так называемые лекции, на которых в каждом музее о его экспозиции рассказывают каждый раз одно и то же, – поясняет председатель петербургской Ассоциации гидов-переводчиков Татьяна Тюленева. – С одной стороны, это издевательство: платить за лекции заставляют всех, в том числе гидов, которые сами могут рассказать то же самое не хуже. А с другой – это немаленькие поборы. «Лекции» во все основные музеи (Эрмитаж, Петергоф, Царское Село, Павловск, Петропавловка, Исаакиевский, Спас на Крови, Русский музей, Этнографический музей, Юсуповский дворец.– А. Б.) в сумме стоят более 15 тысяч».

Но самое удивительное, что, по словам Татьяны Тюленевой, посещение лекций не является обязательным! Главное вовремя сдать деньги – чтобы твоя фамилия появилась в заветном списке, по которому пускают гидов-переводчиков в музеи.

Вы сами по себе

Аттестация необходима и законна ровно для того, чтобы удостовериться, что экскурсии водят не профаны. Но ее достаточно провести один раз (что, кстати, косвенно подтверждают и сами музеи: первичная аттестация в Эрмитаж стоит 24,5 тыс. руб., а повторная ежегодная – 3200). Получается, каждый год музеи собирают с гидов-переводчиков дань – фактически просто за право работать в музее?

Сами музеи, к которым мы обратились за комментарием, не видят в этом проблемы. Начальница юротдела Эрмитажа Цигулева сообщила «Новой», что музей не имеет юридических отношений с гидами-переводчиками, а работает только с турфирмами. «Эрмитаж оказывает турфирмам консультационные услуги в соответствии с заключенными договорами, предметом которых является оказание услуг для лиц, осуществляющих обслуживание на иностранном языке». Что ж, было бы прекрасно, если бы на входе в Эрмитаж гидов-переводчиков останавливали не сотрудники музея, а работники турфирм.

Сами турфирмы, по словам гидов, фактически не вмешиваются. И просто передают деньги, собранные с гидов, музеям, не выдавая никаких финансовых документов об оплате этих услуг.

Долго и бессмысленно

В конце нулевых поборы, как их называют гиды, неожиданно возросли, что не могло не вылиться в протест. Гиды-переводчики организовались в ассоциацию и попробовали отстаивать свои права. Обратились за помощью в Городской туристский центр и Комитет по туризму. В результате совместными усилиями гидов, музейщиков и чиновников было выработано постановление № 1330, которое... просто закрепило существовавшее ранее де-факто положение.

Да, в постановлении написано, что гиды имеют право работать, если комитет по результатам аттестации им выдал соответствующий нагрудный знак. Но там же написано, что гиды должны проходить некий «второй этап аттестации» в музеях в соответствии с их, музеев, «локально-нормативными актами». То есть, проще говоря, какие бы требования музеи ни выставляли, гиды обязаны им следовать.

«Мы не хотим ничего сверхъестественного, просто просим, чтобы идеи, которые мы первоначально закладывали в постановление 1330, все же реализовались, – говорит Татьяна Тюленева. – Чтобы аттестация проводилась не каждым музеем в отдельности, а централизованно, при Комитете по туризму. Гидам-переводчикам второй и третьей группы тогда нужно будет проходить переаттестацию раз в несколько лет, гиды первой группы получат ее пожизненно. Такая система работает во всех остальных городах России и за границей, и только в Петербурге существует унизительное и грабительское «ноу-хау».

Ассоциация оспорила постановление 1330 в Городском суде и, паче чаяния, даже выиграла в первой инстанции – необходимость «второго этапа аттестации» была признана незаконной. Однако затем Верховный суд постановил отменить первое решение, а заявителям – отказать во всех требованиях, не приведя никаких внятных обоснований.

Перепроверить – неинтересно

Мы обратились за комментарием в Комитет по туризму, который по логике должен находиться над схваткой и способствовать поиску компромисса.

«Мы этот вопрос глубоко проработали, обсуждали его и с музейным, и с туристическим сообществом, в результате появилось постановление 1330, – рассказала «Новой» Нана Гвичия, заместитель председателя Комитета по туризму (раньше она возглавляла ГКУ Санкт-Петербургское «Городское туристско-информационное бюро»). – Наша задача – обеспечить качество услуг гидов. Очевидно, что для этого они должны проходить аттестацию в музеях, потому что регулярно обновляются экспозиции, появляются новые выставки, новые взгляды на те или иные явления культуры. Замечу, что благодаря нашим усилиям некоторые музеи (Павловск, Петропавловка, Русский музей и т. д.) согласились проводить аттестацию не раз в год, а раз в три года».

Переводчики возражают, что именно лекции о «временных выставках и свежих подходах» оказываются каждый год одними и теми же. Ничего нового на них не рассказывается, да это новое не так и востребовано: средний турист приезжает смотреть на классические экспозиции, слушать о произведениях, столетиями находящихся на одних и тех же местах, и именно это требуется от гидов-переводчиков. Наконец, как быть с тем, что посещение лекций вообще не является обязательным, после них не проводится никакого тестирования, – какое отношение такие «лекции» имеют к улучшению качества обслуживания туристов?

– Наши сотрудники посещали лекции, которые проводятся силами музейных работников, – поясняет Нана Гвичия. – Они показались им безусловно полезными и интересными. Как каждый конкретный музей определяет готовность гидов по итогам лекций – я не знаю, мы не прорабатывали вопрос так подробно. О фактах же, что лекции являются необязательным для посещения, мне неизвестно.

– Будете ли вы проверять данный факт?

– Мы же не контролирующая организация. В наши функции входит оказывать госуслугу в рамках постановления № 1330.

Между тем в этом году вышли новые федеральные стандарты, регламентирующие подготовку экскурсоводов и гидов-переводчиков. Таким образом, постановление 1330 оказалось устаревшим и вместо него нужно будет принимать новое. Как сообщила Нана Гвичия, для работы над ним привлекут и гидов. Но представители ассоциации возлагают мало надежд на то, что новое постановление исправит сложившееся положение.

6 комментариев:

За плечами более двадцати лет работы гидом-переводчиком в музеях Петербурга, так что картина понятна до мелочей. Все, упомянутое в статье правда. Музеи при полной поддержке властных структур "доят" гидов не первое десятилетие. Шантаж и прессинг вынудили многих, причем высочайшего уровня специалистов, покинуть профессию. Против лома нет приема. Увы, но уже и рядовому обывателю, направившемуся в один из "брендовых" музеев северной столицы, становится очевидно, что созданные гением зодчих и руками крепостных по державному замыслу монархов сокровищницы мировой и русской культуры (признанные федеральными законами общенародным достоянием) превратились сегодня в аналог газовой трубы. То есть, табличка при входе висит та же - "государственный", а вот тети и дяди, назначенные на гос.должность директоров музеев, давно эксплуатируют их с прямой выгодой в собственный карман и карман покровительствующих структур власти, видимо.Залы дворцов сдаются в аренду за бешеные деньги в любое время суток, цены на билеты неизменно скачут вверх, у билетной кассы с пакетом документов надо доказывать, что ты не верблюд, в смысле - гражданин РФ, пенсионер, ребенок до...лет, инвалид и пр.Уровень общей культуры директорствующих теть и дядь вряд ли выше уровня чиновников от культуры, и поэтому они находятся в полной взаимной любви. Главная ценность для обеих категорий - деньги. Часто приходится слышать из их уст подобное "деньги решают все" (Е.Кальницкая из ГМЗ Петергоф, например, чуть не в каждом интервью об этом провозглашает). Залы дворцов сдаются в аренду в любое время суток, цены на билеты неизменно скачут вверх, у билетной кассы с пакетом документов надо доказывать, что ты не верблюд, в смысле - гражданин РФ, пенсионер, ребенок до...лет, инвалид и пр. Понятно, что ни о каком уважении к профессионалам гидам-переводчикам у этого спесивого сообщества речи нет. Им не понятны "высокие материи" гидовской профессии. А это, заметьте, как минимум один иностранный язык в совершенстве, высшее гуманитарное образование априори, а главное - уникальный опыт работы. И когда дамы с сомнительным экономическим образованием (Нана Гвичия великий спец, отсидев несколько лет на посту главы городского туристско-информационного центра Санкт-Петербурга она даже не знала, что существует профессия гид-переводчик) говорит, что ей и ее сотрудникам музейные лекции показались полезными и интересными, так давайте сравним папуаса, восхищенного тем, что ему впервые объяснили, что два банана плюс три будет пять бананов, с преподавателем математики высшей школы. Аналогия с гидами с 10-30-летним стажем. О том, что мы владеем и двумя, и тремя иностранными языками, имеем ученые степени в искусствоведении и вообще широчайшую культурную эрудицию, говорить не приходится. Не забудьте и умения психологического плана. И раньше это музеями и чиновниками признавалось и уважалось. Профессия гида такова, что сама вытесняет неспособных и не достаточно эрудированных. Это вам не казенное кресло протирать. Среди туристов есть и культурные "первоклашки" и настоящие энциклопедисты. Увы, похоже что времена, когда и гиды, и музейщики могли с гордостью назвать себя ленинградцами и петербуржцами, имея ввиду глубокую интеллигентность и понимание что есть суть культурные ценности, прошли. Ныне туризмом в городе муз управляют дамы из династий пивоваров и прочие, чуждые правдивой культуре элементы.

Чиновница Гвичия постоянно твердит о 2 этапе, объясняя законность музейных поборов. Складывается впечатление, что она никогда не читала то самое Постановление правительства № 1330, на которое ссылается, где этот 2 этап является частью учебы гидов-переводчиков, после чего выдается документ, дающий право на работу. Чиновники от музеев под прикрытием ГТИЦ , директором которого была мадам Гвичия и комитета по туризму, одним из руководителей которого была ее сестра Орджоникидзе, сделали все для того, чтобы этот проект, инициатором которого была Ассоциация гидов-переводчиков, никогда не был реализован. Гвичия говорит неправду: Постановление сначала был проработано, а потом уже начался саботаж. Никто - ни музеи, ни сам ГТИЦ,- ни комитет по культуре, участвовавший в этой сложной эпопее, не признал нагрудный знак гида-переводчика и аккредитацию. Ложь, сплошная ложь! Гвичия заявила, что ее сотрудники посетили лекции в музее , и были довольны. Еще бы! Если пойти в первый раз , да еще и бесплатно, да в рабочее время...! Еще, мне хотелось бы узнать именно от мадам Гвичия, какие серьезные изменения произошли за последние 5 лет на экспозиции Исаакиевского собора, Спаса на крови, Эрмитажа и др. музеев. Если в музее перевесили Рембрандта, то он все равно Рембрандт. Даже если в экспозиции произошли какие -то изменения, то музейщики должны позаботиться об этом и донести до гидов эту информацию, а не устраивать представление за большие деньги с навязыванием и с лишением права на труд. Где это видано! Музеи не имеют своих экскурсоводов, способных обслужить на 20 иностранных языках 5млн поток туристов. А с гидов, профессиональных, аккредитованных гидов, прошедших обучение и на их территории и сдавших ни один экзамен, требуют ежегодной оплаты за право работать. Музейщики постоянно твердят абсурдную фразу, что гиды зарабатывают на музее. Что за чушь такая?! А директор музея не зарабатывает свои миллионы на музее, а гардеробщик музея, а смотрительницы... Музей - народное достояние. Гиды приходят в музей выполнять свою работу, за что получают свои законные деньги. Если музеи все время упрекают гидов в некачественном обслуживании, так не пропускайте этих гидов на экзаменах. Но экзамены - платные. Кто же откажется от денег. Учреждения культуры, называются! Самое главное, что гиды не получают никаких финансовых документов за сданные деньги музейным посредникам. Ситуация - ужасная, и сложилась только в С.Петербурге. Решать ее не хочет никто. Трудности профессионального содружества никого не волнуют. Поэтому сегодня в СПБ гиды- все больше платежеспособные, но с низкой квалификацией. Квалификация не нужна никому. Главное всем заплатить. Верной дорогой идем, товарищи!!!!!

1) Второй этап не АТТЕСТАЦИИ, а ОБУЧЕНИЯ проходят все. Первый этап - в обучающей фирме, второй - в музее. Только после этого мы получаем лицензию на работу. "Повышение квалификации" - это не второй этап, а изобретение музеев, чтобы брать деньги по несколько тысяч за лекцию. Простым посетителям те же лекции стоят максимум 100 рублей. Где обоснование цены? Почему эти лекции навязываются?
2) Ассоциация предлагала проект организации обучения и повышения квалификации гидов - со всеми этапами, уровнями, категориями, аттестациями, методическим обеспечением. Это хороший вариант занять чиновников и позволить им освоить средства в нужных для общества целях. Не хотят! Занимаются чем угодно, только не реальным делом. И так у нас все... Боюсь подумать, может, Нана не на месте? (как, впрочем, и многие другие)

Да уж... К вопросу о том, КТО предъявляет требования к квалификации гидов-переводчиков и демонстрирует "трепетное неравнодушие" к качеству их услуг - услуг настоящих профессионалов с многолетним стажем, прошедших самый жёсткий контроль - выживание на рынке туристических услуг.

Так КТО ЖЕ ЭТИ СУДЬИ? Почему бы журналистам не поинтересоваться, имеют ли высокопоставленные чиновники от туризма надлежащее профильное образование, изъясняются ли они худо-бедно хоть на каком-либо иностранном языке, кроме грузинского? И что это за времена такие наступили интересные, когда малокомпетентные судят компетентных? Когда действительно ответственные должности распределяются между членами одной семьи, уже и после того, как репутация её серьёзно подмочена находящейся в бегах госпожой Орджоникидзе, даме с текстильным образованием, полученным в мутные 90-е года?

Вопрос о сложившемся "теневом доходе" музеев поднимался неоднократно в прессе и раньше, и даже ещё в более жёсткой форме. И где же воз?
Ничего не может измениться принципиально, на то просто нет политической воли государства.
Псы государевы "от культуры" находятся практически на самопропитании, вот и позволено им то, что не позволено чиновникам в цивилизованных странах: забыть назвать платные "консультационные услуги" музеев услугами навязанными и потому незаконными; отменить без каких-либо внятных доводов решение суда нижней инстанции, основанное на букве закона; многие годы закрывать глаза на "теневой доход" музеев, не облагаемый налогом. Наверное госбюджет по сей день ломится от денег!

Но вот очевидный факт беспробудной чиновничьей тупости и недальновидности:
гиды-переводчики не случайно пребывали под неусыпно бдящим оком государства в советский период. Представители этой профессии, находясь в прямом контакте с тысячами иностранцев, непосредственно влияют на формирование облика современной России. Не сложно представить носителями какого образа государства Российского они являются, ежегодно сталкиваясь с омерзительной и почти дикой картиной чиновничьей солидарности, исключающей возможность главенства Закона над их местечковыми корпоративными интересами.
Коротко говоря, опричнину на Руси, как выясняется, никто не отменял. И наша эпоха "наследит" в истории страны непревзойдённым нигде и никогда количеством дилетантов во власти.

Проблема в том, что весь сектор туризма в нашей стане работает на 90% по-черному, а гиды - вообще как рабы. Никаких прав, никаких трудовых договоров с турфирмами, очень низкая оплата. Хотелось бы, чтобы Комитет по туризму в культурной столице возглавляли люди, имеющие хоть какой-то реальный опыт в туризме, а не только в чиновничьих хитросплетениях. Работа гидов - вообще вне правовых рамок.
Все эти лекции для гидов в музеях имеют смысл только в Эрмитаже и в Русском, в других музеях, где гиды работают с иностранцами (ППК, Исаакиевский, Петергоф, Царское, Павловск) - там ничего значимого не меняется десятилетиями. Все это еще раз подтвердилось в этом году, только что закончился процесс сдачи денег и посещения занятий.
Эрмитажу, Царскому селу и Петергофу лучше бы подумать не только о новых экспозициях, но и том, как пристойно принять посетителей: маленькие гардеробы со слабосильными гардеробщицами-пенсионерками, обыски на входе, огромные очереди в кассы - оптимизировать хотя бы это, возможно, больший поток посетителей компенсировал бы федеральным музеям те гроши, которые они получают с гидов.

"Мы этот вопрос глубоко проработали" - "я не знаю, мы не прорабатывали вопрос так подробно. " А речь, между тем, идет об одной и той же проблеме муссируемой ежедневно в течение 10 последних лет. Кроме «мы прорабатывали» или «не прорабатывали» чиновница сказать ничего конкретного не может и не сможет. Точно так же, как ее родная сестра, в этом же кресле, 10 лет назад. Так как речь идет о вымогательстве многих тысяч (ЕЖЕГОДНО 150000-20000руб) из кармана КАЖДОГО гида-переводчика за уже ДОКУМЕНТАЛЬНО доказанное сто раз и десятилетиями умение и право работать по специальности. В одном и том же интервью чиновница сознается в том, что "ИХ" деятельность - безусловная профанация. Достаточно спросить себя, посмотрев вокруг - куда, на какое конкретно развитие "благоприятного имиджа СПб как туристической дестинации" потрачены за последние 10-12 лет миллиарды из бюджета города. Это тот самый срок, что «у руля» одной из важнейших отраслей жизни города – туризма – находится семья Гвичия-Орджоникидзе (родной сын Марианны Орджоникидзе-одной из руководителей Комитета по туризму, и племянник Наны Гвичия Виталий Рицци регулярно выигрывал многомиллионные тендеры для своей частной фирмы). Я знакома г. Гвичия лично и давно, с 2009 года, когда мы с коллегами-гидами пытались достучаться до разума и совести управленцев туризмом: как на работу ходили к ней на прием, встречались за столом разнообразных "важнейших" заседаний и в комитете по культуре, и в Смольном, и в Законодательном Собрании СПб. Согласна с коллегами – высокопоставленные чиновники от туризма, включая администрацию упомянутых в статье музеев, редко имеют не только ум и собственную культуру, но и надлежащее профильное образование, и это широко известно. Музеями сегодня руководят и профи в сфере железнодорожного транспорта (Петергоф), и актер театра (Исаакий), и выпускница кулинарного техникума (Юсуповский), и менеджер и управленец (Петропавловская крепость), и бывшая глава ГИОП, при которой были «удачно» снесены и исковерканы выдающиеся памятники СПб (Павловск). Да, деятельность до директорства в музеях у чиновников разная, но на этом посту их объединяет между собой и с чиновниками администрации города главное – любовь к деньгам и власти. А единство – страшная сила.
Поэтому музеи – речь идет о 9-ти «брендовых» и продаваемых турагентствами заведениях, перечисленных в статье, давно перестали соответствовать духу и призванию, сформулированному, в том числе, и в российском законодательстве: просвещать и пропагандировать искусство и культуру.
Поборы с гидов обрели окраску некоей законной просветительской деятельности, но любой юрист любого уровня, познакомившись с проблемой, сразу говорит о том, что подобная деятельность является абсолютно незаконной, коммерческой и противоречащей массе статей Конституции, нормативных актов федерального законодательства по принадлежности вопроса. За многие годы упорной борьбы «за правду» пришлось не раз испытать потрясение от одного и того же обстоятельства – любые юридические инстанции (Прокуратура города, УФАС, суды), куда мы, гиды, обращались, безусловно подтверждали нашу правоту на первом этапе разбирательства. А потом, как по волшебству, прокуроры начинали стыдливо признавать, что «вот тут пункт в Постановлении №1330 портит вам все», суды более высоких инстанций отменяют решение предыдущих, а высококвалифицированные юристы Федеральной антимонопольной службы терпят фиаско в суде перед непонятными аргументами главного юрисконсульта Союза музеев г.Жамкочьяна, нанятого доказать, что гид-переводчик ИП не может лично заключить договор с музеем и работать легально, платя налоги государству, хотя является таким же субъектом закона, что и турфирма.
Обывателю, возможно, до сих пор непонятна самая суть конфликта гидов и музеев. Постараюсь сформулировать кратко: мы хотим работать легально, платить налоги в казну города, иметь тот пакет социальных гарантий, который имеет любой служащий, согласно законодательству страны. Мы не хотим, чтобы музеи нас шантажировали, унижали и оскорбляли «недопуском» на работу, клеветой и незаконными поборами. Нам стыдно за то, что, по нашему мнению, музейное сообщество в лице музейных чиновников, превратилось в группу бизнесменов и рэкетиров, а люди в администрации города, ответственные за развитие туризма, занимаются профанацией и дискредитируют своим невежеством, бездельем и коррумпированностью славу Петербурга, его великой истории и культуры.

Написать комментарий

Вы также можете оставить комментарий, авторизировавшись.