Большой террор в маленькой республике
В Карелии продолжается битва между республиканскими и петрозаводскими властями – лидеры местной оппозиции под арестом и в эмиграции, а жители требуют отставки главы Карелии Александра Худилайнена
Победа яблочницы Галины Ширшиной на выборах мэра Петрозаводска в 2013 году привела к ожесточенному противостоянию республиканских и городских властей. Летом прошлого года правительство региона, как утверждают некоторые депутаты Петросовета, принуждало их поставить Ширшиной «неуд», однако они этого делать не стали. И сели.
«Проще пилить»
«Нас посадят, – сказал мне год назад теперь уже экс-глава Петросовета единоросс Олег Фокин. – Я был приглашен к губернатору, и мне заявили, что либо я ставлю неуд, либо они найдут, кто будет этим заниматься. От этой почетной миссии я отказался. Тогда они стали действовать по-другому: ежедневно вызывали всех депутатов в правительство и угрожали уголовными делами, прикрытием бизнеса (мы работаем на освобожденной основе)».
И его посадили. Направлявшегося к своей машине Фокина задержали в центре Петрозаводска 29 января. По версии следствия, руководители частной компании, которой фактически управлял Фокин, представили в налоговую инспекцию декларацию на возмещение НДС, включив в нее ложные сведения о выполнении работ при строительстве административного здания. В результате компания незаконно получила возмещение из бюджета на сумму свыше 3,2 млн руб. По другому аналогичному уголовному делу ущерб составил свыше 3,9 млн.
Через несколько дней после Фокина посадили и влиятельного бизнесмена, депутата Заксобрания Карелии от «Единой России» Девлета Алиханова. Случилось это через два месяца после знаменитой перепалки между Алихановым и Худилайненом: на встрече с карельскими парламентариями депутат предложил распустить действующее правительство региона, поскольку госдолг региона растет (составляет 19 млрд руб.).
– Проще пилить недвижимость! И зарабатывать на аферах с бюджетом – еще проще! – вспылил Худилайнен.
– Не Сиверский лес же продаем, – уколол Алиханов.
– Докладываю: двенадцать проверок генпрокуратуры не нашли ничего ущербного в продаже Сиверского леса, – ответил Худилайнен, бывший глава Гатчинского района Ленобласти.
Алиханов обвиняется в том, что более десяти раз незаконно пересекал границу с Финляндией по дипломатическому паспорту, когда уже не был членом Совета Федерации (при этом имел действующий загранпаспорт). Также бизнесмена обвиняют в мошенничестве с муниципальным имуществом – он якобы незаконно приватизировал 15 объектов муниципального недвижимого имущества в Петрозаводске.
Здесь нужно пояснить: карельская «Единая Россия» крайне раздроблена, и это стало одной из ключевых причин провала ЕР на мэрских выборах.
«Да, Фокин с Алихановым далеко не святые, но у нас есть целая подшивка на нового главу Петросовета, тоже единоросса Геннадия Боднарчука», – говорят источники «Новой» в кругах оппозиции и показывают фото анфас, якобы сделанное в 90-х оперативниками.
«Изменилась государственная политика»
Среди лидеров карельского «Яблока» неохваченными уголовными делами остались лишь депутаты Заксобрания Эмилия Слабунова и Александра Спиридонова. «Мы в партии даже в шутку беспокоимся, все ли у нас дома чисто, есть ли у порога сумка с вещами на случай обысков или задержаний», – устало говорит Слабунова, которой, по ее словам, скрывать нечего, но «вы же понимаете, как у нас уголовные дела лепятся».
В феврале прошлого года яблочники провели пресс-конференцию, на которой сообщили, что против них готовится уголовное дело. Прореспубликанские СМИ тогда съязвили со ссылкой на правоохранительные органы: «Ваше желание быть арестованным не всегда соответствует нашим возможностям», однако в конце апреля в центральном офисе «Ленторга» и дома у лидера карельского «Яблока» Василия Попова и Анастасии Кравчук (вице-спикера Заксобрания от «Яблока»), директора «Ленторга» Александры Корниловой и депутата Петросовета Ольги Залецкой прошли масштабные обыски.
Тогда же в отношении Кравчук было возбуждено уголовное дело по статье «Мошенничество, совершенное организованной группой лиц либо в особо крупном размере». По версии следствия, в период с 01.07.2011 по 01.01.2014 Кравчук и директор «Ленторга» Александра Корнилова, сговорившись, путем обмана и злоупотребления доверием должностных лиц мэрии Петрозаводска приобрели право на нежилое здание, в котором размещалось муниципальное учреждение «Петропит», а его директором была Залецкая. Городу якобы был нанесен ущерб в сумме 16,5 млн рублей. Уголовное дело возбуждено и в отношении Корниловой согласно ч. 4 ст. 159 УК РФ. «Это нежилое помещение прошло три государственные экспертизы по оценке его стоимости, а продажа здания на аукционе производилась по решению суда, который подтвердил как законность сделки, так и оценку стоимости», – возражают яблочники.
Интересно, что Залецкая проходила по делу в статусе свидетеля, однако на судебном заседании 27 марта она услышала, как судья обратился к ней «обвиняемая Залецкая». «На просьбу адвоката разъяснить, когда изменился ее статус, судья сказал, что мы узнаем последние новости при дальнейшем рассмотрении, а дальше все в закрытом режиме, со всех взяли подписку о неразглашении», – рассказала Слабунова.
Корнилову и Залецкую в конце марта поместили в СИЗО, однако после массового пикета, прошедшего в Петрозаводске в начале апреля (от Худилайнена потребовали освободить «заложниц»), женщин перевели под домашний арест.
Когда Корнилову и Залецкую взяли под стражу, Кравчук с супругом Василием Поповым находилась в Финляндии, оттуда чета объявила, что не вернется, пока Худилайнен не прекратит преследовать оппонентов.
Источник «Новой» в правительстве Карелии утверждает, что против Худилайнена митинговали по большей части сотрудники «Ленторга», который принадлежит Попову. «Им угрожали увольнениями, если они не выйдут, – замечает он. – Были, конечно, и те, кто их искренне поддерживает, но большинство из «Ленторга».
Что касается эмигрировавшей было Кравчук, то она, как поговаривают, в какой-то момент почувствовала себя неловко (мол, подруги сидят, а она за границей) и вернулась, после чего сразу же отправилась в Карельское управление Следственного комитета России. На следующий день представители СК просили суд посадить Кравчук под домашний арест, но суд выпустил ее под залог в 3 млн рублей.
Василий Попов остается пока в Финляндии. По словам Слабуновой, он порывается вернуться, однако они, женщины, ему приказали сидеть там, потому что «за решеткой он вряд ли им поможет».
Кравчук, кстати, попробовала в прошлом году ответить правительству и нажаловалась на них в прокуратуру. Благо повод был подходящий – республиканская власть, которая долго не давала деньги на ремонт дорог, потребовала срочно сделать дорогу к приезду Владимира Путина. Ширшина отказалась, заявив, что не успеет провести конкурс (чтобы все было по закону), на что первый замглавы республики Олег Громов якобы махнул рукой и сказал, что сделает все сам. После того как удовлетворенный Путин, которого провезли по отрезку отремонтированной дороги, уехал, Кравчук обратилась в прокуратуру, чтобы выяснить, кто – без конкурса и на какие деньги – сделал ремонт. Выяснилось, что никто – то есть неизвестные доброжелатели.
Это не первое уголовное дело в окружении Ширшиной – в начале прошлого года дело было возбуждено в отношении ее заместителя, Евгении Сухоруковой. О судебном разбирательстве по вопросу с земельными участками в бытность подозреваемой сотрудницей администрации Прионежского района в 2012 г. напоминал Олег Громов, пытаясь помешать Сухоруковой при вступлении на новую должность. Уголовное дело в отношении замглавы администрации Петрозаводска возбуждено по ч. 1 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий).
3 апреля под подпиской о невыезде оказалась председатель петрозаводского совета ветеранов, зампред карельского «Яблока», почетный гражданин Петрозаводска Галина Карасова. 69-летнюю женщину, дома у которой также прошли обыски, обвиняют в преступлении, предусмотренном ст. 141 УК РФ (воспрепятствование осуществлению избирательных прав). Якобы она помешала проведению досрочных выборов в Петросовет осенью прошлого года на одном из избирательных участков. В правительстве утверждают, что Карасова по команде Попова, который пытался провести своих людей в Петросовет, выстроила на участке очередь проплаченных людей, чтобы не дать волеизъявиться настоящим избирателям. По версии же самих яблочников, Карасова с другими пенсионерами блокировала очередь для того, чтобы не дать проголосовать свезенным на автобусах бюджетникам.
Яблочники уверены, что уголовные дела развалятся, потому что «там даже с натяжкой ничего нет», но полагают, что «все это делается для того, чтобы создать им имидж жуликов».
По словам источника «Новой» в правительстве, дела в отношении Кравчук, Алиханова и других должны были возбудить еще несколько лет назад, однако тогда они были в фаворе и никто не обращал внимания на то, что они коррупционеры, зато теперь, когда «государственная политика изменилась», жулики будут наказаны.
При этом источник не смог пояснить, почему госполитика изменилась именно сейчас и ровно в отношении всех, кто критикует Худилайнена.
Была каша
9 апреля карельская оппозиция собиралась провести митинг за отставку Худилайнена, однако им пытались помешать республиканские власти. Так как метод отказать в согласовании публичного мероприятия конкретно в Петрозаводске рискует провалиться – митинги санкционирует город, – команда Худилайнена решила пойти другим путем: устроить свой ура-патриотический митинг, на том же месте. А поскольку митинг в поддержку действующего главы Карелии выглядел бы глупо, власти решили отметить в компании согнанных бюджетников и студентов присвоение Петрозаводску звания Города воинской славы.
В семь утра люди, прибывшие в Петрозаводск на автомобилях с петербургскими номерами, начали устанавливать огромную сцену с дорогой звукоусиливающей техникой. «Народные гулянья» стартовали в 17.00, тогда как митинг оппозиции был назначен на 18.00. Интересно, что «праздник», в отличие от оппозиционного схода, не был согласован – по крайней мере, за согласованием в мэрию никто не обращался. На вопрос «Новой», кто оплачивал «народные гулянья», председатель совета ветеранов войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов Карелии Николай Черненко заявил, что «все было бесплатно».
Таким образом, на одной площадке встретились условные «Болотная» и «Антимайдан» (в толпе пестрели флаги ДНР), перед началом кто-то установил указатели «Петрозаводск – город воинской славы» и «Госдеп США $».
Интеллигентные экологи, преподаватели, журналисты, оттесненные на самый край Студенческого бульвара, под громкие пляски с соседней площадки ругали Худилайнена за коррупцию, за развал Карелии, за преследование оппонентов и за «этот устроенный балаган, в котором использовали ветеранов, бюджетников». «Вот они сейчас празднуют присвоение городу звания воинской славы. Да, мы тоже рады, но почему-то Худилайнен там со сцены ни слова не сказал о том, что у нас море ветеранов, участников войны, вдов ветеранов, которые не имеют ни жилья, ни даже воды в квартирах!» – сокрушались на оппозиционном митинге.
За ограждением одиноко стояли сотрудница одного из судов и работник Заксобрания Карелии – они заявили, что внутрь проходить не будут, потому что им, дескать, оттуда лучше видно.
Участники оппозиционного митинга получали СМС со словами поддержки от знакомых – участников провластной акции.
«Но на худилайненовском митинге народу больше», – заметила я в беседе с оппозиционером, который и похвастался мне эсэмэской. «Естественно, там же каша была», – ухмыльнулся он, указав на военно-полевую кухню, к которой массово выстроились участники «народных гуляний».
И при чем здесь Нарышкин?
«Ширшина – хороший мэр. Жалко ее, мочат сильно! А она старается, смотри, какой город чистый стал, это при ней, – говорит сидящий напротив журналист Алексей Владимиров. – Раньше я ни в каких политических акциях не участвовал, а здесь не смог молчать, поэтому отложил пресс-карту и пошел помогать организаторам».
Почти слово в слово ему вторят мои попутчицы в поезде Петрозаводск – Петербург. Обе женщины врачи, говорят, что «внимательно следили по интернету за оппозиционным митингом, и он прошел, как пишут, неплохо». Ширшина им нравится, и «если бы ей палки в колеса не вставляли, она бы еще лучше работала».
С ними категорически не согласны по другую сторону баррикад. «Ничего человеческого в ней нет. Она как была тренером психологических курсов, так им и осталась», – отрезала сотрудник администрации Карелии.
Экономический журналист Валерий Поташов говорит о катастрофическом положении республики: комбинаты закрываются, в районах протесты, объем иностранных инвестиций рухнул, крупнейший инвестор IKEA ушел. «За два первых месяца 2015 года поступления доходов в бюджет Карелии упали на 82%», –отмечает он.
Источники же в правительстве, напротив, считают, что Худилайнену надо памятник ставить, так как «в 2012 году начался крах всей промышленности республики, а ему удалось, привлекая внимание Медведева, Путина, Нарышкина, спасти все моногорода и сохранить рабочие места», а это же «жесть какое напряжение». «В 2014-м вздохнули свободно и пошли в рост, во втором полугодии изменившаяся конъюнктура вновь отбросила назад. Но есть некий задел для оптимизма. У нас в мае должна появиться федеральная целевая программа. Пройдем самый острый кризисный период более-менее благополучно», – говорят республиканские власти.
Оппозиционеры считают, что главе республики все сходит и будет сходить с рук, так как над ним очень высокая крыша. «Мы говорим Худилайнен – подразумеваем Нарышкин (спикер Госдумы.– Ред.)».
«Это бред», – обижаются поклонники Худилайнена. Они не оспаривают тот факт, что глава республики и глава Думы в одно время учились в Военмехе в Петербурге и хорошо друг друга знают. «Но Нарышкин – прекрасный человек, и «Новая газета» должна знать, что у нас решения принимают не по дружбе, а по возможности адекватного выполнения тех задач, которые ставит один человек. И этот человек не Нарышкин, а Путин», – возмутились в администрации республики.