Сталина – в каждый класс

Сталина – в каждый класс

13 апреля 2015 13:09 / Политика

"Америка – завистливая и отстающая чуть ли ни по всем позициям страна. Запад – средневековый и загнивающий. Советский Союз – сверхдержава, где Сталин, отец народов, обеспечил всем людям безбедную достойную жизнь и беззаботную спокойную старость. Власть Советов моментально решила все насущные вопросы. Финляндия же коварно напала на СССР. А развалили великое государство экстремисты…"

Так преподносится сегодня российское прошлое петербургским школьникам. Это лишь некоторые из тезисов, опубликованных в газете "Шаги истории". По словам ее издателей, каждый месяц не менее чем в 200 петербургских школах, а также в детских садах, библиотеках, культурно-досуговых центрах появляется новый номер  газеты.

Трудятся над ее содержанием активисты общественной организации "Родительское всероссийское сопротивление" (РВС). Организация тесно связана с известным околокремлевским политологом, историком, противником развала СССР, борцом с "оранжевой революцией" Сергеем Кургиняном. Руководит РВС его жена Мария Мамиконян. В феврале общественники получили государственный грант – три миллиона рублей – на "просветительскую" деятельность.

В начале апреля в петербургской школе № 84 родители учеников случайно заметили висящие на стене "Шаги истории". Разразился скандал: как такая газета попала в школу? С чьего разрешения? Кто и с какой целью трактует так исторические факты детям? И почему за бюджетный счет ведется эта пропаганда, если изложенные в газете сведения существенно расходятся с тем, что дается в рамках школьной программы, в учебниках, утвержденных Минобразования? Сейчас в конфликтной ситуации разбираются городские власти и эксперты.

Фото

  • Фоторепортаж: «Шаги истории »
  • Фоторепортаж: «Шаги истории »
  • Фоторепортаж: «Шаги истории »
  • Фоторепортаж: «Шаги истории »
  • Фоторепортаж: «Шаги истории »
  • Фоторепортаж: «Шаги истории »

Проходное место

– Я каждый день там стояла, у этой стены, дожидалась сына, и в упор не видела этой газеты, – говорит мама второклассника Татьяна Александрова. – Просто не обращала внимания. Ну висит себе и висит. Мало ли что развешано в школе! Висит неудобно, кстати: около раздевалки, над скамейкой, где все переодеваются и голову не задирают, как правило. Но тут подруга меня одернула: "Ты посмотри, что там написано!"

Подруга Татьяны, Ольга Иванова, рассказывает, что "Шаги истории" в школьном коридоре видела с сентября. Но прочесть газетные перлы раньше не довелось:

– Там проходное место. Я видела: тексты, даты… Кроме того, идея-то полезная – информация о датах. Но когда я узнала, что о них пишут… История СССР – очень неоднозначная! И мы не имеем права подавать ее детям в фальшиво-восторженном тоне. Уже в мои школьные годы – в начале 90-х – нас учили, что все было не так хорошо и просто. Недопустимо сейчас возвращаться к тем лозунгам и трактовкам, которые не дают знания о настоящей истории. Детям нельзя подавать информацию однобоко, потому что они воспринимают ее из уст взрослых как истину.

Директор школы № 84 Светлана Тарасова с мнением родителей категорически не согласна:

– Родители возмутились, прочитав газету? – вопросом на вопрос "Новой" ответила директор. – И что же они там увидели?

– Им не понравилась трактовка истории в газете.

– Нет там никакой трактовки. Там только объективные факты. Вы сами читали эту газету?

– Читала. Мне тоже не кажется, что такие факты объективны и уместны в школе.

– Хорошо. Но вы понимаете, с разрешения президента вообще эта газета была размещена. Был объявлен конкурс, и она стала победителем и получила грант президентский. Я должна пересматривать решение президента для того, чтобы не повесить эту газету?

Тяжелая поступь истории

Родители сделали фотографии "Шагов истории". Вот некоторые цитаты:

"Возглавившие новую революцию большевики провозгласили курс на строительство нового справедливого общества – социализма. Власть Советов моментально решила наиболее насущные вопросы…"

"Еще в условиях Гражданской войны большевики начали модернизацию страны... Еще в октябре 1917 года была заложена возможность создания советской сверхдержавы…"

Рядом справка о том, что в США до сих пор не додумались до прямого голосования, а ни в одной из западных стран нет достойной пенсии. Далее сообщается о советско-финской войне – как о провокации со стороны Финляндии, о распаде СССР – как о замысле экстремистов и прочее в том же духе:

"Политические деятели, поставившие свои личные интересы выше государственных, внушали людям, что по отдельности жить им будет лучше. В национальных республиках от лица народов начали выступать экстремисты, требовавшие независимости. Несмотря на такую пропаганду, в 1991 году 78% советских граждан высказалось за сохранение СССР. Однако политики решили развалить страну, невзирая на мнение народа…"

По-семейному

"Шаги истории", как выяснила "Новая", печатаются с 2013 года. Сначала распространялись в Москве, Петербурге и Новосибирске, сейчас – во многих регионах России. Издатель – общественная организация "Родительское всероссийское сопротивление" – существует столько же, сколько газета.

Инициатором создания РВС является российское левопатриотическое движение "Суть времени". Его лидер – околокремлевский политолог, историк, противник развала СССР, борец с "оранжевой революцией" Сергей Кургинян. Председатель РВС – жена Кургиняна Мария Мамиконян. На учредительной конференции РВС в 2013 году выступали Владимир Путин и глава администрации президента Сергей Иванов. О проекте "Шаги истории" есть информация на сайте Общественной палаты РФ: "Газета содержит описание наиболее значимых событий российской, советской истории. Предназначена для исторического, патриотического, культурного воспитания учащейся молодежи. Распространяется в школах, библиотеках по всей России".

В феврале 2015 г. "Шаги истории" получили государственный грант от общества "Знание" – три миллиона рублей. На эти деньги до сентября 2015 г. РВС должны издавать по 10 тысяч экземпляров газет каждый месяц. Как говорится на сайте РВС: "Поддержка некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества и реализующих социально значимые проекты, была организована в соответствии с указом президента".

В 2013 году – подсчитали для "Новой" в петербургском филиале "Родительского всероссийского сопротивления" – газеты распространялись в 50 школах и детских садах северной столицы. Сегодня – уже в 200 школах и 150 детсадах, библиотеках, культурно-досуговых центрах.

"Число охваченных "Шагами истории" учреждений будет увеличиваться по всей стране, – пообещали в РВС. – У нас процесс идет по нарастающей. И мы сейчас еще не вышли на пик, это точно".

Никто ничего не видел

Цифры внушительные (в Петербурге всего 650 школ). При этом мглой окутан путь, которым газета попадает к детям. В городском комитете по образованию заняли твердую позицию:

"Мы не давали никаких указаний и не писали никаких рекомендательных писем в школы для размещения этих газет, – заявила "Новой" пресс-секретарь комитета Лариса Кузьмина. – У нас в школах много газет. Но все они приличные всегда были. На самом деле за все, что находится в стенах школы, в первую очередь отвечает директор. Его руководителем является начальник районного отдела образования, на территории которого расположена школа. И только потом уже – вопросы к Комитету по образованию".

В отделе образования Петроградского района (школа № 84 находится на его территории) тоже заверили, что "Шаги истории" прошагали  мимо них: "У нас в школы приходит газета "Пять углов", – вспомнили сотрудницы отдела, – но это с разрешения Комитета по образованию. А "Шаги истории" мы, к сожалению, не видели. Ни газеты, ни рекомендаций. Если к нам приходят с предложением распространять в школах газету – то мы обязательно просим показать либо письмо Комитета по образованию, либо рекомендательное письмо от тех, от кого эти люди приходят". – "А сами не можете разрешить повесить газету, если Комитет по образованию не дал вам на нее одобрение?" – "Нет, конечно. Мы так не делаем. Мы без разрешения Комитета по образованию и администрации района никаких действий не предпринимаем".

Однако директор школы № 84 Светлана Тарасова в беседе с "Новой" настаивала: школа получает газету уже три года, с 2013-го, и не по собственной инициативе, а именно по решению сверху: "Я всегда получала эту газету в отделе образования Петроградского района, через библиотечный фонд. Если меня хотят крайней сделать, я против".

В московском офисе "Родительского всероссийского сопротивления" по-своему объяснили, как расходится газета. "Через родителей – активистов РВС, они просто приносят газету в школу, – рассказал "Новой" пресс-секретарь организации Иван Капранов. – Преподаватели оценивают содержание. Смотрят, что там никакой политической, никакой связанной с пропагандой информации нет. Все достаточно взвешенно. Никаких перегибов. Новости и памятные даты все нейтральные. Все, что мы пишем, это исторические факты. Если они и содержат какую-то оценку, то только ту, которую когда-либо давал Владимир Путин. Так как нас финансово поддержало общество "Знание", оно, собственно, поддерживает наш проект и содержательно. У нас никогда не было претензий к содержанию газеты. Все везде ее брали. Даже не было никаких приказов, указов – ничего этого. Все происходило на человеческом уровне".

Чуть позднее в Комитете по образованию вспомнили, что один раз в жизни, три года назад, "Шаги истории" все-таки видели. "В 2013 году, – говорит Кузьмина, –  они (РВС.Н. П.) единожды обратились в Комитет по образованию с одним только выпуском. На него была проведена экспертиза в 2013 году, на один выпуск только, и тогда эксперты дали положительное заключение на тот выпуск. Потому что там действительно все было абсолютно адекватно. Больше ни в 2014-м, ни в 2015 году никто ни к кому уже не обращался. Видимо, то разрешение они использовали таким образом и дальше стали распространять эту газету в школах".

В ближайшие дни комобраз опять намерен обратиться к специалистам. Все номера "Шагов истории", вызвавшие общественный резонанс, будут отправлены на экспертизу. Уже определены специалисты и организации, чье заключение хотят получить чиновники: общероссийская организация "Ассоциация учителей истории и обществознания", учебно-методическое объединение учителей истории, экспертный совет Академии постдипломного педагогического образования, РГПУ им. Герцена. "Давайте дождемся выводов экспертов. Их заключение будет руководством к действию", – подытожили в комитете.

Но депутаты петербургского парламента от партии "Яблоко" Борис Вишневский и Александр Кобринский ждать не стали и 10 апреля обратились с запросом к вице-губернатору, курирующему сферу образования, Владимиру Кириллову.

Парламентарии потребовали провести проверку, как в действительности газета, прославляющая сталинское время и советское прошлое, оказалась в стенах школы: "Размещение в школе пропагандистской, сталинистской газеты – очень тревожный сигнал для нашего времени. Похоже, кто-то использует личные связи и общие политические симпатии для того, чтобы вести в школе прямо запрещенную законом политическую агитацию… Мы требуем немедленного изъятия пропагандистской стенгазеты, проведения проверки по факту ее возникновения и принятия всех возможных мер по недопущению повторного появления этой мерзости в школах".

Мнение эксперта

Лев Лурье, историк, краевед, писатель, журналист:

– В этой газете – выборка разных фактов из русской истории. Все события – страшно оптимистические или героические. Это русская история, в которой действуют только герои. Это, конечно, чудовищная ложь.

Но проблема заключается в том, что ребенок живет в обществе. Поэтому он смотрит Дмитрия Киселева по телевизору, а в школе читает "Архипелаг ГУЛАГ". Он может читать "Новую газету", а может "Известия". От всего не упасешь. Свобода прессы для того и существует, чтобы слушать разные мнения и уметь отличать правильное от неправильного. Неужели вы считаете, что ребенок, посмотрев эту газету, немедленно начнет любить Сталина? Он пойдет к учителю или, скорее всего, к родителям и про это расскажет. Почему вы думаете, что школьник, прочитав эту газету, немедленно в нее поверит? Да он и читать-то ее не будет.

Газета сделана халтурно. Такое впечатление, что большую часть материала авторы взяли из "Википедии". Та группа, которая распространяет эту газету, – опасные маргиналы. Но мне кажется, их опасность заключается не в том, какой ущерб они принесут детским душам, они бездарны для того, чтобы принести какой-нибудь достаточный ущерб. А только в том, что они тратят народные деньги.



vkontakte twitter facebook youtube

Подпишись на наши группы в социальных сетях!

close