Почем Летний сад?
Слухи о том, что Русский музей может ввести плату за вход в Летний сад, вызвали брожение в умах
О плате музей заговорил после распоряжения Минкульта, согласно которому Русский музей обязан сам заработать вдобавок к средствам из бюджета еще 15 процентов, то есть – 33 млн рублей. И теперь в Петербурге уже всерьез обсуждают даже возможную цену – 100 рублей за вход. Кто-то считает это позором для города, кто-то – вынужденной мерой в кризисное время.
Пресс-служба музея утверждает, что вопрос пока не решен окончательно, что плата за Летний сад – лишь один из вариантов заработка, понятно, не самый популярный среди петербуржцев. Депутат ЗакСа Борис Вишневский, обсуждавший эту тему с директором музея Владимиром Гусевым, сообщил, что сам директор, по словам депутата, "категорически против платного входа в Летний сад – говорит, что это "против его совести". И его коллектив считает так же. Но сейчас они поставлены в такие экономические условия". Борис Вишневский уже направил письмо губернатору Петербурга Георгию Полтавченко с просьбой выделить нужные музею 33 млн рублей из бюджета города.
Но тут сразу возникает вопрос: Русский музей и Летний сад – федеральные учреждения культуры, бюджет Петербурга – местного значения. На каком основании город может перевести из своего бюджета деньги в федеральный – над этим надо еще серьезно думать.
"Вероятно, город мог бы взять на себя расходы по содержанию каких-то подразделений музея, тем самым сэкономив ему средства, или найти другой способ помочь – не столько музею, сколько горожанам, петербуржцам, – считает господин Вишневский. – Мы поднимем этот вопрос после майских праздников, когда будем обсуждать бюджет".
Надо отдать должное Русскому музею: он никогда не делал тайны из возможного платного входа в Летний сад. Еще во время реконструкции сада, до открытия его в 2012 году, вопрос о плате за вход несколько раз возникал. Установка кассовых аппаратов на обоих входах в сад (со стороны улицы Пестеля и с набережной Невы) была предусмотрена заранее. Они и были установлены, но плату тогда не ввели, а горожанам музей сообщил, что это аппараты для подсчета посетителей (что, кстати, является одной из функций кассовых аппаратов). Сейчас музею потребовались средства, и о них снова вспомнили.
Плата за прогулку по Летнему саду не раз за всю его трехсотлетнюю историю становилась предметом обсуждения. Когда при императоре Николае Iсад был открыт для широкой публики (до того туда пускали по особому распоряжению), вход был платным. Но войти туда вообще мог не всякий, это разрешалось только "всем военным и прилично одетым, простому же народу, как то мужикам, проходить через сад" было запрещено. Простонародная публика в сад обычно не допускалась, но если посетитель был правильно одет и вел себя прилично, он мог туда попасть.
Сохранилась легенда о неком молодом "отставном канцеляристе" Александре Андрееве, который сочинил фальшивый приказ, согласно которому он, "комиссар Летнего сада Зверев", обязан смотреть за садом и наблюдать, чтобы "купцы, мещане и крестьяне не входили в сей сад в кушаке и шляпе, а ежели кто будет усмотрен, то с таковыми поступать по силе наказания: высечь плетьми и отдать в смирительный дом".
С копией этого приказа "комиссар" ходил по саду, задерживал людей в кушаках и шляпах и делал вид, что собирается передать их на гауптвахту. Но в конце концов по просьбе испуганных нарушителей брал с них штраф "по 50 копеек, по рублю и более" и отпускал.
Во второй половине XIX века упоминания о плате за вход в документах уже не встречаются. При советской власти, с 1935 года, Летний сад становится музейным объектом, но, несмотря на это, сад существовал как обычный городской сквер или парк. В архиве КГИОП за 20–30-е годы прошлого века сохранились документы, например письма из различных общественных организаций с просьбами открыть в Летнем саду спортивную площадку, стрелковый тир или оборудовать дополнительные киоски или буфеты. От спортивной площадки и от стрелкового тира руководству сада удалось откреститься, а вот киоски с мороженым и напитками были, судя по документам, на каждом шагу.
После войны, с 1949 года, администрация города начинает обсуждение вопроса – вводить или не вводить плату за вход в Летний сад? Предлог благой – улучшение культурно-массовой работы с населением. Вопрос муссируется полтора года, резоны у противников платы серьезные: к тому времени не потеряло юридической силы Постановление ВЦИК и СНК от 13 апреля 1925 года, по которому все культурное наследие является общим достоянием и все граждане страны имеют право пользоваться им бесплатно.
Но хозяйственная логика преодолела все преграды, и с 1 июля 1950 года устанавливается входная плата в Летний сад: для всех взрослых граждан – 1 рубль, для солдат и матросов – 50 копеек, детей школьного возраста в течение дня (до 18.00) пускали бесплатно, с поздней осени до весны плату за вход не брали. Платный вход сохранялся и летом 1951 года, потом эта идея растворилась. В начале 2000-х годов директор Летнего сада Татьяна Козлова снова ввела плату – скромную и ненадолго, на вырученные средства тогда сад купил компьютер и мини-трактор. С 1 мая 2004 г. вход опять стал бесплатным.
Сейчас эта идея снова материализуется. Но вопрос остается – за что платить? Это уже давно не парк отдыха и развлечений, здесь нет летнего театра, баскетбольной или концертной площадки. Музейными эти помещения тоже нельзя назвать – историческими, подлинными (в значительной степени) остаются только Дворец Петра, часть старых деревьев (тех, которые стоят здесь по 150–200 лет) и решетки со стороны Мойки и Невы (кроме новодельных центральных ворот). Вопрос – захотят ли петербуржцы платить за прогулку вдоль деревянного штакетника мимо копий скульптуры из искусственных материалов? – остается открытым.