Спасти нерядовой восковник
Из всех городских улиц петербургских таксистов больше всего бесит Шуваловский проспект – в поисках нужного дома им приходится колесить по всему Приморскому району.
А все потому, что Шуваловских на самом деле три. Первый участок – от Орловского карьера до Парашютной улицы, второй – от Комендантского проспекта до Планерной, третий – от Камышовой до Мебельной. А между Камышовой и Планерной – буферная зона Юнтоловского заказника. Чтобы продолжить движение по проспекту, надо делать 15-минутный крюк.
По ту сторону заказника
Чиновники Смольного не оставляют попыток устранить эту нелогичную несостыковку. Пару лет назад на слушаниях была внесена поправка, которая предполагала соединение двух частей проспекта. Однако предложенный вариант прокладки магистрали вызвал возмущение экологов: маршрут проходил через буферную зону заказника, которую в феврале 2015 года признали объектом зеленых насаждений общего пользования. Вместо трассы на землях было решено создать экопарк площадью 75 гектаров – и от изначального плана прокладки магистрали Смольный отказался.
Но, как выяснилось, идею соединить две части проспекта чиновники не оставили. На слушаниях по генплану в октябре 2014 года по инициативе дирекции транспортного строительства была внесена поправка № 368 с новым вариантом пробивки трассы. В документе чиновники попросили «учесть изменение зонирования для проектирования и строительства продолжения Шуваловского проспекта». Предложение было поддержано.
Три участка Шуваловского проспекта
«В новом генплане, внесенном в петербургский парламент, пробивка появилась в новой конфигурации, – прокомментировал предложение чиновников директор Центра экспертиз ЭКОМ Александр Карпов. – Она отличалась от изначального варианта прокладки, против которого протестовали экологи. Трасса обходила речку Глухарку, формируя поворот при стыковке с южной частью Шуваловского проспекта».
Новый маршрут можно было бы счесть приемлемым, если бы не одно но. По мнению Карпова, предложенный дирекцией план мог уничтожить ореол обитания занесенного в Красную книгу восковника болотного.
Кошмар строителей
В комментарии «Новой» геоботаник Владимир Храмцов отметил – кустарник, занесенный в Красную книгу, не случайно называют «кошмаром петербургских строителей». Обнаружив на объекте растение, застройщик должен пересмотреть проект. На деле все происходит несколько иначе.
Например, летом 2012 года, незадолго после того, как заросли восковника были обнаружены на территории, отведенной под строительство зоопарка в Юнтолово (в 2012 году Смольный отказался от проекта, на подготовку которого было потрачено около миллиарда рублей. – Прим. ред.), на популяцию было совершено покушение. Неизвестные вырубили растения на площади около 300 кв. м. По данным Росприроднадзора, было уничтожено 300 экземпляров кустарника. Трава на месте, где раньше рос восковник, была безжалостно вытоптана, а чуть поодаль экологи обнаружили кострище с остатками обгоревших краснокнижных растений. Вандалы попытались замаскировать место преступления мхом.
Предложенная в генплане пробивка Шуваловского могла уничтожить популяцию вовсе. По словам Карпова, при разработке поправки дирекцией транспортного строительства по какой-то причине не были учтены наработки другого смольнинского ведомства – дирекции по особо охраняемым природным территориям. В свое время его представители провели исследование, отметив на карте участки обитания редкого растения.
На карте - места скопления кустов восковника
Как получилось, что одна дирекция не услышала другую? Об этом «Новая» спросила чиновников Смольного. Однако за неделю, прошедшую с момента отправки запроса, ситуация неожиданно изменилась в лучшую сторону.
По словам Карпова, после того, как на опасный проект пробивки обратила внимание «Новая газета», дирекция транспортного строительства пошла на переговоры с экспертами ЗакСа. «Ко второму чтению была подготовлена поправка, которая устроила обе стороны, – рассказал он. – Документ позволит на этапе проектировки выбрать вариант размещения трассы, который нанесет растениям минимальный вред».
Участок Западного скоростного диаметра, перпендикулярно которой должна пройти трасса, которая соединит два Шуваловских
Информацию подтвердили в Комитете по развитию транспортной инфраструктуры, которому подведомственна дирекция. «При проектировании дороги будет учтено месторасположение восковника, – пообещали «Новой». – Сейчас нет ни предпроектной, ни проектной документации по объекту, но когда работа над ней начнется, заключение дирекции по особо охраняемым природным территориям будет принято во внимание».
23 апреля спасительная для восковника поправка будет рассмотрена парламентской комиссией по городскому хозяйству. Третье, окончательное чтение поправок к генплану состоится после майских праздников.
«Новая» будет следить за развитием событий.