Тупик – хороший повод для рывка вперед
Может ли зеленый город стать петербургским «завтра»?
В то время как цивилизованный мир планирует строить зеленые города будущего, Петербург решает проблемы настоящего. И хотя вред расползания жилых кварталов во все стороны без какого-либо плана очевиден и чиновникам, и экспертам, и горожанам, удастся ли избежать ошибок, на которых уже набито немало шишек, – большой вопрос.
И хотя вред экстенсивного развития, то есть расползания жилых кварталов во все стороны без какого-либо плана, очевиден уже всем – и чиновникам, и экспертам, и горожанам, – удастся ли избежать ошибок, на которых уже набито немало шишек – большой вопрос.
В пятницу в Санкт-Петербургском экономическом университете прошла стратегическая сессия "Глобальный юг. Как избежать экстенсивного роста?" Среди прочего там прозвучало пусть невеселое, но честное признание Михаила Пензиева, первого заместителя председателя Комитета по промышленной политике и инновациям:
"Юг города быстро развивался. Если десять лет назад там были бескрайние поля и фактически один центр притяжения – Царскосельский парк, то теперь мы видим совсем иную картину. Мы и не заметили, как на бывших полях появились жилые, промышленные комплексы (здесь выросли автокластер в Шушарах и, по некоторым оценкам, лучший в России фармкластер), "Экспофорум", разросся аэропорт. Рубикон перейден, и, что печально, перейден незаметно. Вдруг оказалось, что где-то мы хотим рекреационную зону, а не промышленную или жилую, но территория уже продана и построенное перенести нельзя. Следующий рубикон не должен быть перейден так же, не думая. Важно разработать не просто концепцию дальнейшего развития территорий, а комплекс конкретных мер, чтобы повышать качество жизни. И важно, чтобы не только государство, но и бизнес, и общественность принимали участие в этой работе".
Кстати, по заявлению выступившего на сессии председателя Комитета по градостроительству и архитектуре Владимира Григорьева, концепция развития южных территорий города уже разработана НИЦ генплана и сейчас проходит процедуру согласований. Впоследствии она должна быть использована для создания общей концепции развития города и Ленобласти.
При этом Владимир Григорьев также обозначил проблемы, возникшие из-за экстенсивного развития юга Петербурга: "Транспортная инфраструктура на юге испытывает напряжение из-за ежедневной маятниковой миграции: потоки движутся в центр, а потом из центра. Простым уплотнением улично-дорожной сети эту проблему не преодолеть. Также из-за бесконтрольного расползания городских территорий возникает десоциализированная среда, которая рискует стать люмпенизированной. Это происходит на фоне противостояния городской администрации, строительного бизнеса, горожан и градозащитных организаций".
Один из путей современного решения проблем бесконтрольного роста Петербурга предложил итальянский транспортный эксперт из Systematica MLabЛука Гуала. По его словам, в условном городе, где половина жителей передвигается на общественном транспорте, а другая половина – на личных автомобилях, 94% пространства (паркового, дорог и т. п.) будут занимать автомобили и только 6% – общественный транспорт. Решение, казалось бы, очевидное – массово всем пересесть на автобусы и метро. Идея хорошая, но как это сделать?
Для этого, по словам Луки Гуалы, нужно соответствующее планирование развития города. Если он будет расти равномерно, расползаясь во все стороны одновременно, словно надувающийся воздушный шарик, это неизбежно приведет к росту личного автотранспорта (иначе передвигаться будет просто неудобно). Гораздо разумнее строить новые жилые кварталы векторами, компактно располагая их вдоль надежных магистралей общественного транспорта (линий метро, пригородных поездов, легкорельсового трамвая и т. п.) – тогда город в виде сверху будет похож не на круг, а скорее на звезду с расходящимися в разные стороны лучами. При этом потребность в автомобилях существенно снизится. А в промежутках между этими исходящими из центра векторами-артериями могут располагаться промышленные предприятия и рекреационные зоны.
Два шага вперед
По мнению Луки Гуалы, автомобиль стал главным техническим новшеством, изменившим облик современного мира в XX веке. При этом если в США личный автотранспорт стал доступен большинству населения в 30-е годы, Западной Европе – в 60-е, то Восточной Европе и России – только в 90-е. А значит, сейчас перед нами стоят те же вызовы, которые уже так или иначе преодолели развитые страны.
При этом можно идти по пути, например, Далласа, где подчас на один квартал городской застройки приходится несколько кварталов парковок, или по более вдумчивому европейскому пути, где приоритеты развития транспорта существенно изменились. Если в ХХ веке главным приоритетом было развитие дорог для машин, затем общественного транспорта, а пешеходы находились в конце списка, то сейчас, наоборот, пешеходы ставятся во главу угла, за ними идут велосипед и автобус и лишь в самом конце – личный автомобиль.
У растущего Петербурга еще есть шанс воспользоваться наработками современных урбанистов и строить новые кварталы разумно. И радует, что городские власти уже осознают необходимость менять подходы, сложившиеся в последние годы. По крайней мере, на словах.
Сейчас мировой тренд развития городов строится на концепции так называемого устойчивого развития, создания "зеленых городов", использующих современные технологии для того, чтобы в разы повышать качество жизни в новых кварталах. В рамках обсуждения целевого видения юга города на сессии в СПбГЭУ слова "устойчивое развитие" не упоминались ни разу. Пока что максимум, до чего мы дошли в комплексном планировании, – продумывание транспортной инфраструктуры и баланс рекреационных и застроенных территорий (хотя и это пока что лишь на словах).
Между тем запрос на принципиально иное качество жизни в Петербурге уже существует, и высокий.
В четверг на открытой лекции "О городском садоводстве" в рамках 12-й недели Германии в Петербурге об этом говорили представители общественных объединений нашего города и специалисты из Гамбурга.
Как рассказал представитель гамбургского комитета по городскому развитию Юрген Шуберт, через десять лет на планете Земля в городах будет жить большая часть населения – 5 миллиардов человек. И значительную их часть вовсе не радует пребывание в беспросветных каменных джунглях.
Для того, чтобы разнообразить жизнь гамбуржцев, местные власти помогают устраивать садики и огородики на любых пустующих городских пространствах, в том числе на крышах жилых домов, паркингов и т. п. Разработаны мобильные приложения с картами, где можно бесплатно собирать плоды и орехи в городских парках.
Многие западные идеи уже готовы претворять в жизнь петербургские активисты, например из движений "Красивый Петербург", "Дача в городе", "РазДельный сбор". В частности, многим пришлась по вкусу идея сада на крыше дома, который позволяет утеплить здание зимой и обеспечить прохладу летом.
Однако переоборудовать существующие бетонные муравейники в зеленые здания куда сложнее, чем с самого начала строить, используя технологии устойчивого развития.
Но о том, чтобы сделать наш город удобным и приятным для жизни, нужно думать заранее, в процессе разработки самых общих концепций и стратегий. Будем надеяться, что городские власти, планируя наше будущее, обратят внимание на мировой опыт и вместо одного шага вперед сделают сразу два.