Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

В Академию Штиглица – со своей расстрельной колонной

13 мая 2015 22:31 / Политика

Василий Кичеджи назначен и. о. ректора Художественно-промышленной академии

Известная во всем мире высшая художественная школа, руководителями которой в былые годы были архитектор Месмахер и график Тырса, получила нового ректора (пока с приставкой «и. о.»): в этом качестве 13 мая первый замминистра образования и науки РФ Наталья Третьяк представила преподавателям и студентам СПбГХПА им. Штиглица Василия Кичеджи.

По донесенному чиновницей мнению министерства, такой выбор «будет способствовать развитию знаменитого высшего учебного заведения». В федеральном ведомстве, являющемся учредителем вуза, высоко оценивают «огромный и разнообразный опыт руководящей работы» своего назначенца и его профессионализм, «проявленный им в том числе в должности вице-губернатора Санкт-Петербурга, отвечающего за сферу образования и науки».

Опыт Василия Николаевича и в самом деле весьма разнообразен. Окончив Московский заочный институт советской торговли, трудился директором вагона-ресторана, откуда переместился на пост гендиректора Челябинского тракторного завода. Доведя его до процедуры банкротства, совершил новый впечатляющий перелет – на должность заместителя полномочного представителя президента РФ в Центральном федеральном округе. После такого скачка у него, должно быть, открылось второе дыхание (вкупе с новыми возможностями) – занялся предпринимательской деятельностью в сфере медийного и строительного бизнеса, став владельцем нескольких радиостанций и крупным акционером телеканала «Столица».

Не терпящая однообразия многогранная личность затем нашла себе применение на посту руководителя Департамента транспорта и связи Москвы, откуда переместилась на должность вице-губернатора Петербурга. Стиль и плоды его деятельности на этом поприще неблагодарные петербуржцы оценивали как «хамство-лайт» (Дмитрий Губин, публицист) и «темную ночь в петербургской культуре», укоряя в «малокультурной лексике», «незнании реалий нашего города» и «кумовстве» (Марина Дмитревская, главред «Петербургского театрального журнала»).

Василий Николаевич, несомненно, изрядно обогатил питерский фольклор – пополнив коллекцию исторических анекдотов (эпизод на перроне Московского вокзала, при сошествии с «Сапсана», чье прибытие сопровождает исполнение глиэровского «Гимна Великому городу»: «А что это у вас за траурная музыка играет? Нельзя было что-то нормальное поставить?») и перлов – от причисления к символам Петербурга «Расстрельной колонны», до «Марининского театра» и «Исакиева дворца».

Находятся тем не менее и такие, что оценивают Василия Николаевича как «человека, знающего свое дело и понимающего в искусстве» – именно так охарактеризовал его главный художник Петербурга Александр Петров, положительно воспринявший новое назначение Кичеджи.

Примечательно, что господин Петров был одним из подписантов обращения творческих союзов города к министру образования и науки РФ (октябрь-2014) с призывом провести выборы нового ректора ГХПА. В этом послании, в частности, выражалось возмущение тем, что «в нарушение Федерального закона об образовании… исполняющим обязанности ректора академии был назначен специалист в области технологии деревообрабатывающих производств (А. Г. Черных), который не имеет никакого отношения к художественному образованию», и подчеркивалось: «более чем столетняя судьба этой знаменитой художественной школы во многом определялась авторитетом ее руководителей, обладавших профессионализмом Художника и Учителя».

В самой академии сегодня не готовы комментировать новое назначение – признают лишь, что оно стало для них полной неожиданностью. О ситуации, складывавшейся в вузе с зимы прошлого года, здесь говорят как о «драматической».

Краткая ее хроника, изложенная в направленном Президенту РФ письме коллектива, такова. Экс-ректор А. А. Пальмин пытался пролонгировать свои полномочия, срывая выборы главы вуза, не проводил заседаний ученого совета и блокировал подачу заявки на аккредитацию академии. В мае прошлого года в адресованном правительству РФ письме за 164 подписями коллектив выразил Пальмину недоверие, после чего тот был отстранен от должности. Но затем ситуация получила неожиданное развитие: в Минобрнауки «не вспомнили» о выдвинутых вузом кандидатах, а назначили и. о. ректора А. Г. Черных – специалиста в области технологии и оборудования деревообрабатывающих производств. Нарушив тем самым Федеральный закон «Об образовании», требующий от руководителя образовательной организации строгого соответствия профессиональным стандартам.

«Нелегитимный» и. о. ректора не мог возглавить ученый совет, без решений которого, в свою очередь, оказалось невозможно сформировать учебные нагрузки и индивидуальные планы преподавателей. Резко сократилось количество часов по живописи, рисунку, композиции и ключевым для будущих художников специальным дисциплинам. В довершение всех бед появилась тревожная информация о якобы вынашиваемых в Минобрнауки планах присоединить академию к одному из технических вузов.

Письмо к президенту заканчивалось словами:

«Считаем, что знаменитую художественную школу должен возглавить профессионал, хорошо знакомый с многочисленными проблемами образовательного процесса… Помогите завершить легитимные выборы ректора, способного профессионально решить проблемы, которые чреваты распадом художественного потенциала академии».

Отношение руководства страны к выборному процессу в общем-то известно. Странно было бы ожидать, что выборы ректора станут исключением. Чуда и не произошло, если кто на него еще надеялся.

А с момента прошлогодних выступлений мухинцев – когда те массово выходили на митинги под креативными лозунгами – общая ситуация достигла уровня такой безысходной тоски, что теперь ожидать новой волны протестов едва ли приходится.

Одна отрада: с Василием Николаевичем им будет не скучно. Тем более после того как тот сам натосковался, когда «ему психологически нелегко было быть безработным» (Вячеслав Макаров, спикер ЗакСа).

Так говорил Кичеджи

«Я сегодня пришел на работу и спросил свой аппарат, читали ли они «Незнайку на Луне» Носова. Абсолютно все читали. Но никто ничего не помнит. Особенно люди моего возраста».

«Я уверен, что Пушкин для нас всё. Если мы вспомним Римского-Корсакова, «Золотого петушка», там есть слова про «царствуй лежа на боку». Нельзя царствовать лежа на боку. Надо работать, работать и еще раз работать».

«Я действительно люблю русскую литературу, русскую живопись, русскую культуру. И знаю ее, скажу вам, неплохо. Скажу честно, в школе я был отличником».

«Я родился в Советском Союзе, я человек империи. Я воспитывался в том обществе, когда все видели внятное идеологическое пространство. Сегодня очень много разрушено, но далеко не всё».

«В нашем городе символы – это Медный всадник, это крейсер «Аврора», это Расстрельная колонна, это Эрмитаж, это Марининский театр и это БДТ…»

«Это останется в памяти подростков – тех, что сидят вон там на ступеньках Исакиева дворца».

«Думал ли неправославный Огюст Монферран, что Исаакиевский собор посетят за год три миллиона человек!»