Право на образование – не для всех?
Фото: предоставлены инициативной группой защитников школы

Право на образование – не для всех?

22 июня 2015 12:25 / Общество

Школе № 100, вытягивающей необычных детей, грозит закрытие

Дети бывают разные. Одни легко себя чувствуют в коллективе и в целом справляются со школьной нагрузкой. Другим это дается с трудом. А есть такие, которым привычные школьные порядки просто невыносимы. Такие дети часто плохо учатся, замыкаются в себе, иногда отличаются девиантным поведением. Родители таких учеников нередко меняют две, три, пять школ и не видят выхода. К счастью для них, в Выборгском районе такой выход есть – это центр образования № 100. Вернее, выход существовал до недавнего времени: теперь ЦО № 100 собираются слить с соседней гуманитарной гимназией, которой особые дети не нужны – они только испортят показатели.

Формально центр образования № 100 занимает в системе такое же место, как обычная школа. На деле же это совершенно особая школа.

Во-первых, сюда берут детей только с 7-го класса. Предусмотрены очная и заочная формы обучения, экстернат и вечерняя школа. То есть здесь учатся, с одной стороны, дети вполне успешные, но уже в свои молодые годы очень занятые: в первую очередь речь идет о спортсменах (которые вечно то на соревнованиях, то на тренировках) и учащихся музыкальных школ, которые музыке посвящают куда больше времени, чем школьной программе. От них здесь не требуют постоянного посещения: главное вовремя сдать зачеты и экзамены.

Особый – не значит хуже

Здесь учатся дети с различными заболеваниями. Некоторые из них физически не могут проводить по шесть часов в классе – их без проблем отпускают домой, как только они сильно устают, с иными же учителя и вовсе занимаются на дому. Конечно, на таких детей приходится тратить больше времени, что формат школы позволяет: в среднем в классе по 10–15 учеников.

Значительное количество школьников составляют те, кто по той или иной причине не мог ужиться в обычной школе: дети застенчивые или от природы замкнутые.

«Мой внук Алеша остался на второй год в шестом классе из-за русского и немецкого, – рассказывает Людмила Алексеевна Успенская. – Еще год отучился – и хотели оставить на третий! Тогда социальный отдел посоветовал мне эту школу. Ездить сюда из дома приходится час, но это того стоит. Алеша раскрылся – здесь у учителей к каждому индивидуальный подход. И учиться стал лучше, и в целом отношение к школе изменилось».

«Саша был замкнутый с детства, – рассказывает Вячеслава Вигуржинская. – В школе нам сказали, чтобы он сходил к психологу. Мы пошли. Психолог с ним поговорил и дал заключение: ребенок у вас нормальный, а лечиться надо идти тем педагогам, которые его к нему направили. Нам посоветовали знакомые перейти в эту школу, и с 7-го класса Саша здесь учится. Совершенно другое отношение! Здесь учителя могут выслушать и еще раз объяснить, если, например, кто-то что-то не понял».

«Мой сын Дима боялся всегда выходить к доске, из-за этого оценки были плохие, – говорит Наталья Локочинская. – Где надо написать – все в порядке, а устно ответить – он стесняется. Постоянно старался от школы увильнуть, сказывался больным. По совету знакомой, директора другой школы, перешли в ЦО № 100. Дима вскоре раскрылся: в школу сам хочет идти, и устные ответы теперь ему удаются.

Также в ЦО № 100 учатся вечерники – молодые люди, которые по той или иной причине не окончили школу раньше. Нередко ученикам лет по двадцать.

Плюс каждый год центр обязуют брать 30–40 подростков, находящихся на учете в полиции и исключенных из других школ за девиантное поведение или правонарушения.

«Я девять лет проработала в центре социальным педагогом, моей задачей была социализация трудных детей, – рассказывает Татьяна Алексеевна Иванова, учитель математики. – Не могу сказать, что это всегда удавалось: за девять лет работы мне пришлось семь раз бывать в судах».

Однако, учитывая, что через ЦО проходят сотни подростков, стоящих на учете, результат, кажется, отнюдь не плохой. Ведь именно сюда попадают трудные дети со всего Выборгского района, которых отказываются брать другие школы. В стенах же самого центра за все время его существования с 2004 года серьезных преступлений не было зафиксировано ни разу. И это притом, что ЦО постоянно подвергается проверкам: например, дважды в год его обыскивают полицейские с собаками, обученными находить наркотики.

У читателя может возникнуть подозрение, что хорошие результаты детей, которые учатся в такой школе, связаны с заниженными требованиями. Однако факты говорят об обратном: ученики прекрасно сдают ЕГЭ, 30–40% выпускников поступают в вузы.

Уникальные – не нужны

Несмотря на свою неоспоримую уникальность, ЦО № 100 уже второй год подряд подвергается риску закрытия. Как полагают родители, вставшие на защиту школы, – из-за ценного здания, расположенного в уютном районе неподалеку от метро «Удельная» (Ярославский пр., д. 20, лит. А).

Год назад учителям и родителям сообщили, что осенью 2014 г. школа не откроется. Без объяснения причин: закрыта – и всё. Поднялась волна возмущения, о которой быстро стало известно в городе, и решение о закрытии было пересмотрено.

Весь этот год учителя чувствовали давление властных структур. Изводили бесконечными проверками, которые никаких серьезных нарушений не обнаруживали. Но при этом педсостав постоянно держали в напряжении, угрожая новыми проверками.

«Всерьез нашей работой никто не интересуется, наших достижений не отслеживают – а они есть, и еще какие! – возмущается Алла Николаевна Репина, заслуженный учитель русского языка. – Педагогика сейчас никого не интересует. Наоборот, при этом мы постоянно сталкиваемся с оскорблениями, с пренебрежением. Например, во время прокурорской проверки нам ставили в вину, что у нас так много детей, находящихся на учете в полиции. Проверка была в октябре 2014-го, эти дети пришли к нам самое большее месяцем ранее! И то, что мы их принимаем и работаем с ними, нам же ставится в вину.

12 мая этого года учителей центра собрали в актовом зале и сообщили, что по решению, принятому еще 17 апреля, ЦО № 100 будет слит с соседней гимназией № 92.

«В этом году поступили умнее: не сказали сразу, что нас собираются уничтожить, а сначала попытались обмануть, – рассказывает Татьяна Иванова. – На встрече представитель роно нам говорил, что, несмотря на слияние, в нашей работе ничего не изменится. Центр будет работать как и раньше. Лишь когда ближе к началу июня нас поставили перед фактом, что набора на следующий год не будет – мы поняли, что наш центр фактически закроют.

По распоряжению Комитета по образованию № 1819-р от 17.04.2015, школа № 100 «исключается из сети государственных образовательных учреждений», а ее правопреемником считается гимназия № 92. Этим же распоряжением определены цели деятельности школы № 92, как то: работа по образовательным программам начального общего образования, среднего общего и т. д., в том числе «дополнительная (углубленная) подготовка по предметам гуманитарного профиля» – именно этим славится вполне успешная гимназия № 92. Между тем в целях отсутствует компенсирующее обучение – особый профиль ЦО № 100, прописанный у него в уставе.

Фактически это означает, что центр образования, если работа по слиянию будет доведена до конца, перестанет существовать.

А что будет с детьми? Ответ на этот вопрос уже вполне понятен. Некоторое время назад родителям учеников ЦО № 100, стоящим на учете в отделе по делам несовершеннолетних, стали поступать звонки, якобы из центра помощи семьи и детям Выборгского района. Звонившие предлагали перевести ребенка в другую школу. Как солидарно полагают и родители, и учителя, «неблагополучных» детей постараются раскидать по разным школам, чтобы не портить показатели успешной гимназии. Те дети, которые официально считаются «благополучными», видимо, пока останутся. Так или иначе, их будущее, очевидно, в расчет не берется.

Время уходит

На основании распоряжения Комитета по образованию свое распоряжение вынесла и администрация Выборгского района (№ 1231 от 8.05.2015). Согласно этому документу, имущество, в том числе здание ЦО № 100, должно быть передано гимназии 1 июля 2015 г. Противники закрытия центра опасаются, что после этого повернуть процесс вспять будет уже крайне сложно.

Благодаря немудрящей хитрости – фальшивым обещаниям, данным на встрече 12 мая, – властям удалось выиграть время.

Следует заметить, что в распоряжении администрации района также установлено, что штатное расписание нового образовательного учреждения должно быть разработано до 1 июня. Между тем скоро уже июль, а расписания до сих пор нет, и учителя центра не знают, кого из них хотят уволить, кого оставить и в какой должности.

P. S. Закрытие грозит ЦО № 100 уже через неделю, поэтому мы публикуем этот материал оперативно, не успев получить точку зрения противоположной стороны. Однако запросы в Комитет по образованию и администрацию Выборгского района подготовлены, и мы обязательно вернемся к этой теме.