Она села в машину как победитель и уехала
Директор магазина «Магнит», обвиненная в смерти 81-летней блокадницы, амнистирована
Такое решение Кронштадтский районный суд Петербурга вынес 18 июня, на первом же заседании. В прошлый раз, 1 июня, рассмотрение дела сорвалось из-за неявки подсудимой – Ольги Конюховой. Друзей, родных и близких блокадницы, а также тех, кто следил за процессом, его исход шокировал.
«Новая» рассказывала об этой резонансной истории. 3 февраля в Кронштадте директор магазина «Магнит» 43-летняя Ольга Конюхова, по версии следствия, спровоцировала конфликт, приведший к трагедии. На кассе 81-летняя блокадница Рауза Галимова оплатила выложенные на ленту товары на 549 рублей, но не заметила и случайно забыла оплатить оставшиеся в тележке три пачки масла стоимостью 337 рублей. Старушку задержал наряд полиции, вызванный Конюховой. Во время разбирательства с правоохранительными органами от переживаний у блокадницы случился сердечный приступ. Она скончалась.
«Директор «Магнита», не имея данных о намерениях пожилой женщины совершить хищение, осознавая, что она является лицом преклонного возраста и может страдать хроническими заболеваниями, даже не предложила ей оплатить сливочное масло, а когда та достала деньги (в кошельке у покупательницы на тот момент находилось не менее 1700 рублей), незаконно отказала в оплате. Вместе с тем Конюхова в резкой, негативной, категоричной форме высказывала в адрес Галимовой обвинения в совершении хищения товара, чем создала для потерпевшей психотравмирующую ситуацию, приведшую в итоге к смерти», – говорится в обвинительном заключении, направленном в суд в апреле.
1 июня единственная обвиняемая в этом преступлении – Ольга Конюхова – должна была предстать перед судом. Однако тогда она сослалась на болезнь и не пришла. Заседание перенесли на 18 июня.
В минувший четверг директор магазина явилась в Кронштадтский районный суд. Однако сразу же попросила об амнистии. Как пояснила защита подсудимой, Ольга Конюхова может быть освобождена от уголовной ответственности, поскольку ей инкриминированы статьи «Самоуправство» (ст. 330 ч. 1 УК РФ) и «Причинение смерти по неосторожности» (ст. 109 ч. 2 УК РФ). А они подпадают под постановление Госдумы об амнистии к 70-летию Победы за преступления, предусматривающие наказание до пяти лет лишения свободы.
Ни государственный обвинитель, ни потерпевшие не смогли возразить, так как вмененное Конюховой преступление совершено до вступления в силу постановления Госдумы об амнистии, а согласно ему все находящиеся в производстве дознания, следствия и суда дела, попадающие под акт, подлежат прекращению. Судья Лариса Ефремова, прежде чем удовлетворить ходатайство подсудимой, спросила: «Вы просите амнистию, значит ли это, что вы полностью признаете свою вину?» Обвиняемая растерялась и не ответила, передав слово своим адвокатам. Защитники уточнили: «Этого не требуется для амнистии. Применение акта амнистии имеет императивную норму, если подсудимая об этом просит».
Поскольку иного выхода не было – суд прекратил дело в отношении Ольги Конюховой и освободил ее от наказания. Директор магазина не будет числиться судимой. Лишь в информационный центр ГУ МВД внесут запись о привлечении женщины к уголовной ответственности, но максимум через пять лет она будет удалена. На повседневную жизнь Конюховой эта пометка никак не повлияет. Дело о смерти блокадницы больше не налагает на директора никаких ограничений. «Магнит» даже не стал увольнять Ольгу Конюхову – она по-прежнему работает в торговой сети.
«Амнистировать за смерть блокадницы в связи с 70-летием Победы – издевательство, – сказала, выходя из зала суда, подруга погибшей блокадницы Лидия Мкртчян. – В честь юбилея Победы помиловать бы блокадника, но не виновного же в смерти блокадника...»
«Очень неожиданно и очень цинично. Мы, конечно, шокированы и возмущены, – в интервью «Новой» рассказала сотрудница Кронштадтского общества блокадников Майя Елисеева (под ее опекой находилась и Рауза Галимова). – Директор магазина ведет себя как человек, у которого нет ни стыда ни совести. Наняла двух адвокатов. Не повинилась. Вышла из суда с гордо поднятой головой, как победитель, села в машину и уехала… Хотя бы покаяние какое-то… Нет. Но что мы можем сделать?»
«Мы будем убеждать родственников, чтобы они оспорили это решение суда, оно ужасное, – добавляет председатель Кронштадтского отделения организации блокадников Эмма Лешина. – В любом случае Ольга Конюхова должна понести наказание. И обязательно надо возместить какой-то материальный ущерб семье Галимовой».
Амнистию директора «Магнита» по делу о смерти блокадницы назвали «парадоксом» и в Совете по правам человека при президенте России. 19 июня член СПЧ, член Общественной палаты РФ Елена Тополева-Солдунова так прокомментировала исход судебного процесса: «Это парадоксальная ситуация. Хотелось бы, чтобы в связи с такой датой, памятной, наоборот, прозвучали какие-то слова о недопустимости такого отношения к тем немногим уже людям, блокадникам, участникам войны или труженикам тыла. Очень важно в это время говорить о том, как нужно относиться бережно к их здоровью, жизни, какое нужно проявлять к ним особое внимание. А получается, что мы говорим совсем о другом… По таким резонансным делам хорошо бы, чтобы голос общественности был услышан и люди тоже могли высказаться. Но, так как у нас не предусмотрено это в судебной процедуре, то тогда хотелось бы публичности, объяснений адвоката, самой этой дамы, что она думает обо всем этом...»
Признанные потерпевшими по этому делу родственники Раузы Галимовой пока не решили, будут ли они оспаривать решение районного суда. Также племянники и внуки Раузы Галимовой еще не определились, станут ли они подавать гражданский иск о компенсации морального вреда. Ранее заявленный аналогичный иск (на компенсацию в размере 1 млн рублей) в рамках уголовного процесса рассмотрен не был.