"Арктика" возьмет курс на Кронштадт
Ледокол надо спасти, но это не решит судьбу музея.
Государственный музей Арктики и Антарктики, размещающийся в здании бывшего Никольского единоверческого храма на улице Марата, 24, переедет в Кронштадт. Такой новостью Смольный ошарашил петербуржцев на этой неделе.
"Это не совсем так, – сообщил "Новой" директор музея Арктики и Антарктики Виктор Боярский. – В начале июля по поручению губернатора Петербурга Георгия Полтавченко специалисты во главе с вице-губернатором Владимиром Кирилловым посетили Кронштадт и осмотрели объекты, которые можно приспособить под музейно-культурный и научно-образовательный комплекс Арктики и Антарктики с включением в его состав атомного ледокола "Арктика". Достигнута договоренность об открытии в Кронштадте филиала музея – это будет наша вторая площадка. Но это не значит, что мы отказываемся от главной – большая часть экспозиции, охватывающая период от древних времен до середины ХХ века, по-прежнему будет находиться в здании на улице Марата, пока не решится вопрос с ее перемещением без ущерба и потерь в подходящее помещение".
О судьбе Музея Арктики и Антарктики "Новая" рассказывала (см. № 18, 20, 43 за 2014 г.). С 2010 года (с тех пор, как приход пытается вернуть себе здание) музею подыскивают варианты для переезда. Но все неудачные. То маленькие площади, то неприспособленные помещения, то далеко и пр. Поэтому горожане легко поверили в то, что музей могут сослать и в пригород. Однако нет. Если все сложится, то в Кронштадте, рядом с территорией Морского завода, в Лесной гавани, примыкающей к Петровскому парку, встанет на прикол атомный ледокол "Арктика". Возможно, на нем тоже расположится часть экспозиции, но точно не вся.
"Переезд основной экспозиции невозможен, – объясняет директор музея. – В новых интерьерах она существовать не сможет. Наши знаменитые диорамы ("Птичий базар", "Тундра летом" и др.), размещенные по стенам зала, в принципе неперевозимы. Здесь есть некая аура, своеобразный музей в музее: адаптированная живопись, расписанные стены. Можно, конечно, взять какие-то куски и поставить на новом месте, но это будет уже не то".
Предварительная оценка стоимости будущего комплекса уже сделана. Средства на буксировку ледокола выделят из федерального бюджета. "С 2016 года федеральная целевая программа "Радиационная безопасность РФ" предусматривает финансирование в размере двух миллиардов рублей на утилизацию ледокола "Арктика", – продолжает Боярский. – Есть предварительная договоренность и с Росатомом, и с руководством города о том, что эти деньги можно будет перепрофилировать на то, чтобы ледокол подготовить и отбуксировать в Кронштадт следующим летом. Там его отремонтируют и превратят в филиал. У нас уже есть заключение экологов: ледокол полностью безопасен, внутри него нет топлива. Главное – сейчас вытащить корабль из Мурманска. Он стоит там в холодном отстое и гибнет. Еще немного – и перевозить будет нечего… "Арктика", безусловно, привлечет народ в Кронштадт. Если проводить параллели, то "Арктика" – не только для России, но и для всего мира – то же самое, что корабль "Восток", на котором летал Гагарин. Ледокол до самого последнего болтика собран на Балтийском заводе в Ленинграде и по праву считается вершиной отечественного судостроения. Он первым достиг в свое время Северного полюса, а за время эксплуатации – более 35 лет – прошел более полутора миллионов миль".
В ближайшие месяцы специалисты приступят к проработке технических вопросов, касающихся перебазирования атомного ледокола "Арктика" из Мурманска в Кронштадт.