Прогулка с троллями
Общественность проинспектировала приватный берег губернатора
Группа экоактивистов вместе с лидером партии «Яблоко» Сергеем Митрохиным наведалась в вельможный коттеджный поселок региона – Медное Озеро. Причин выбора места было две. Во-первых, поселок захватил часть берега озера Медного и целиком озеро Светлое. А во-вторых, в этом поселке находится дом губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко.
За забором
Наличие губернаторской семьи за забором Медного Озера никогда не отрицалось. Риелторы, продающие участки в окрестных поселках, так и вовсе выставляли эту подробность как удачный маркетинговый ход. Не отрицает губернаторскую дачу за этим забором и пресс-служба правительства региона.
Активисты движения «Против захвата озер» без труда обнаружили в сети протокол собрания ТСЖ «Медное озеро», которое председатель ТСЖ и супруга губернатора Ирина Дрозденко проводила в 2010 году. В повестке дня значился вопрос «о приватизации территорий общего пользования» – о формальном выкупе того, что и так было скрыто за забором.
В итоге официальная Ленобласть оказалась в довольно пикантном положении. Отрицать невозможно, согласиться – значит признать, что гарант выполнения законодательства в регионе сам его нарушает. Что же делать?
Нашли выход.
На экоинспекцию вместе с активистами поехал целый отряд троллей. В ходе прогулки вокруг заборов они регулярно перебивали выступающих, громко интересовались, почему экологи направились именно сюда, вместо того чтобы решать все остальные природоохранные проблемы региона. Кричали, что нарушений не видят и никаких заборов нет. Все они именовали себя «экологами», хотя никто из активистов ни разу на природоохранных мероприятиях их не видел. Одна изысканно одетая дама даже заявила, что участвовала в акциях по демонтажу незаконных заборов, а оказалась специалистом по земельным вопросам компании-застройщика Медного Озера – ООО «Хонка-парк».
Часть троллей из Тельмановского МО Тосненского района и Свердловского МО Всеволожского района вооружились кричалками: «А вот у нас есть экологическая проблема – полигон Красный Бор, почему вы ею не занимаетесь?» «А еще у нас есть проблема засыпки карьеров – почему вы не едете туда?».
По воде, аки посуху
Но самым прекрасным был председатель Комитета госэконадзора Ленобласти Евгений Андреев. Он и его подчиненный Юрий Жуков просто все отрицали. Все, что видели. Не моргнув глазом Андреев сказал, что доступ к озеру Светлому (которое со всех сторон окружено поселком Медное Озеро) на самом деле не перекрыт. Действительно, когда группа в сопровождении чиновников подошла к одному из КПП, ворота открылись. Аргумент о том, что без чиновников здесь никого не пускают, на Андреева не действовал. А когда активисты сообщили, что две недели назад зафиксировали недопуск к озеру на видео, и вовсе возмутился: «Одного зафиксированного случая недостаточно, это не показатель».
Тогда Сергей Митрохин потихоньку отошел от группы и попытался проникнуть к озеру через другое КПП. Видимо, тамошний охранник не был проинструктирован и привычно отказал ему. На Андреева эта информация впечатления не произвела. Он продолжал повторять одну и ту же фразу: «Я не вижу здесь нарушений».
После этого Андреев заявил, что доступ на береговую полосу Медного озера (где находится дом Дрозденко) на самом деле свободен. Когда группа подошла к боковой секции забора, оказалось, что между ним и озером находится болото глубиной по колено, пересекаемое ручьем. Это мелководье Андреев без запинки назвал сушей и определил как необходимую по закону береговую полосу. На предложение пройти по береговой полосе он почему-то отказался… Отказался и Жуков. А подоспевший начальник охраны поселка на предложение провести за собой группу сказал, что ему здоровье дороже. При этом он тоже утверждал, что берег общедоступен: «Пройти можно в высоких сапогах. А еще можно пройти зимой по снегу. К тому же можно приплыть на лодке!» (кстати, охранники не дают людям причаливать к берегу на лодке).
Тогда участники инспекции решили обратиться напрямую к губернатору. Трое участников встали перед воротами с плакатами о том, что надо начать борьбу с берегозахватами с себя, а остальные собирали подписи под обращением, где просили губернатора открыть берега озер Медное и Светлое. Передать послание начальник охраны отказался: «Я не общаюсь с Александром Юрьевичем, это не моя компетенция». Он не позволил даже пройти за ограду и бросить письмо в почтовый ящик.
В итоге было принято решение передать обращение губернатору по месту его работы, а не жительства.
Впрочем, положительный итог у акции был. Еще две недели назад линия забора по урез воды озера Медного была двойной. Сегодня мы обнаружили, что в первой линии убрали несколько секций. И – о чудо! Мы смогли даже дойти до второго, глухого забора. Кроме того, нас пропустили к озеру Светлому. Пусть даже в первый и последний раз.
Справка «Новой»
ТСЖ «Медное озеро» было учреждено в 2006 году, одним из учредителей был гендиректор компании-застройщика поселка ООО «Хонка-парк» Игорь Жданов. По крайней мере, с 2010 по 2013 г. (а возможно, и далее) председателем этого ТСЖ являлась супруга губернатора Ирина Григорьевна Дрозденко. Согласно публичной кадастровой карте Росреестра, еще в 2005 г. участки под коттеджами Медного Озера – 1 (первой очереди поселка) были оформлены как ИЖС. Однако в 2008-м весь массив площадью 74,4 га в качестве лесного фонда (!!) был передан в аренду компании-застройщику. Иными словами, имел место двойной учет земли – с одной стороны, как лесной фонд в госсобственности, с другой – как земли населенных пунктов в частной собственности.
Формальный перевод лесного фонда состоялся только постфактум в 2009 г., когда тогдашний губернатор Валерий Сердюков своими распоряжениями № 667-р и № 669-р включил уже застроенный лес в границы «деревни Медный Завод» (микрорайоны Светлый-1, Светлый-2 и Светлый-3) Юкковского муниципального образования. Контролировать исполнение распоряжения было поручено тогдашнему заместителю Сердюкова… Александру Дрозденко.
Более того, торжественное именование «микрорайоны» полностью относилось к элитному коттеджному поселку. Больше в «деревне» почти ничего не было. Есть некоторые сомнения, что даже этот перевод леса был произведен юридически корректно. Во всяком случае, в 2011 году Территориальное управление Росимущества еще считало территорию «микрорайонов» федеральной собственностью, ибо попыталось было объявить тендер для оценки рыночной стоимости данных территорий. Впрочем, тендер в итоге проведен не был. В том же 2011 году Юкковское МО утвердило свой генплан, где пресловутые «микрорайоны» значились как земли населенных пунктов с использованием под ИЖС. Любопытно, что на правах «деревни Медный Завод» коттеджный поселок Медное Озеро имел на этом генплане территории общего пользования (!), к которым относились, во-первых, береговые полосы озер Медное и Светлое, а во-вторых – дороги для подхода к ним с шоссе. То есть на генплане все было более-менее корректно. На деле берег Медного перед поселком огорожен с 2006 года, а к Светлому не пропускают уже три года, мотивируя это «продолжающимися строительными работами».
Комментарий пресс-службы губернатора Ленинградской области
«1) Нарушений на Медном озере, так же как и на Светлом, нет.
2) Участок Медное озеро – 1, на который ссылаются активисты, к землям лесного фонда отношения никогда не имел. Упоминания о деревне на этой территории идут от начала XVIII века. Территория Медного озера – 1, по информации Комитета государственного экологического надзора согласно материалам лесоустройства 2002 г., не относится к землям лесного фонда.
3) Земли участка Медное Озеро – 2 не являются землями лесного фонда, а находятся на территории населенных пунктов в соответствии с распоряжением Правительства Ленинградской области от 29.12.2009 № 667 и № 669. Данное распоряжение издано на основании статьи 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», согласованного Департаментом лесного хозяйства по Северо-Западному Федеральному округу от 16.09.2009 № СШ-05/842, СШ-05/843. Таким образом, нарушения в области лесного законодательства отсутствуют.
4) В 2014 г. в администрацию Ленинградской области обращений об ограничении свободного доступа к береговой полосе озера Светлое и застройке береговой полосы озера Медное не поступали. Доступ к береговым полосам общего пользования открыт.
6) 15 июля 2015 г. из Департамента Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу поступило обращение об ограничении свободного доступа к озеру Медное во Всеволожском районе Ленинградской области. В целях обеспечения объективного и всестороннего рассмотрения обращения на сегодняшний день по указанному вопросу комитетом сделаны запросы в Невско-Ладожское бассейновое водное управление и в Комитет по природным ресурсам Ленинградской области, а также запланировано проведение рейдового осмотра».
Комментарий главы комитета государственного экологического надзора
Администрация Ленинградской области приняла участие в общественной экологической инспекции во Всеволожском районе. «Все участники проверки спокойно подошли к берегу, вполне убедившись в отсутствии нарушения законодательства. Хотя муниципальным властям стоит обратить внимание на благоустройство берегов: не все активисты-экологи решились пройти вдоль берега без резиновых сапог», – рассказал глава Комитета государственного экологического надзора Ленобласти Евгений Андреев.
Глава Комитета госэконадзора также выразил надежду, что в будущем общественные экологи будут проводить свои проверки по действительно существующим нарушениям, которые подтверждались бы документами, а не домыслами и эмоциями.