Триста лет красоты
Главный архитектор ГМЗ "Петергоф" о судьбе исторического памятника
Совсем скоро, в середине сентября, в западной части Нижнего парка, недалеко от дворца Марли, откроется после длительной реставрации знаменитый каскад "Золотая гора".
В жизни музея-заповедника это долгожданное событие представляется знаковым и наводит на разнообразные философские размышления о роли Человека и Времени в судьбе исторического памятника.
Начало истории каскада восходит к 1721 году, когда великий основатель Петергофа император Петр I, не только изучивший, но к этому времени и посетивший Версаль, охотно повторял в строительстве своей фонтанной резиденции затеи, пришедшиеся ему по душе во Франции.
Справедливости ради заметим, что в западной части Нижнего парка сооружение фонтанов вообще не планировалось. Наброски самого Петра и знаменитый "Водяной план" Александра Леблона подразумевали только Большой каскад и фонтаны центральной части парка. Причина вполне понятна: количество фонтанов ограничивалось расчетом водного ресурса для питания водометов. На больший размах царских фантазий воды не хватало, и только грандиозная находка – открытие водных источников в районе Ропши, где прямо из земли били природные ключи в районе деревни Глядино и бассейна реки Шинкарки, – определила возможность планировать освоение западной и восточной частей Нижнего парка.
Важнейшую роль в этом сыграло создание водоподводящей системы, идущей с Ропшинских высот до Верхнего сада, которую сооружал талантливый инженер-гидравлик Василий Туволков, сменивший осенью 1720 года своего предшественника – военного инженера Шица. К 7 августа 1721 года Ропшинский канал был завершен, и уже на следующий день неугомонный царь осуществил пробный пуск Большого каскада и фонтанов перед ним.
За великим началом последовало не менее великое продолжение: вскоре император дал первые указания о сооружении фонтанов в западной части парка, и 13 марта 1722 года подписал указ, поручавший их разработку итальянскому зодчему Никола Микетти. По идее царя ему предстояло спроектировать каскад по примеру каскада "Река", впечатлившего Петра в Марли-ле-Руа во Франции. Работы по сооружению каскада велись при участии строителя Иоганна Фридриха Браунштейна, подготовкой строительного камня – пудостской плиты для основания сооружения – ведал каменных дел мастер Антуан Кордасье.
Летом 1722 года начались земляные работы, но из-за нехватки материалов и опытных специалистов сооружение возводилось по упрощенной схеме: на водосливных ступенях каскада устраивался настил из досок, стыки между которыми тщательно конопатились. Поверх досок делался глиняный замок, а затем выполнялось мощение плитой или черепицей. Мрамор, заказанный в Италии, решили не ждать, а на сливных гранях применили мергель, добытую в Пудости. Однако материал, внешне похожий на мрамор, не обладал его прочностью и долговечностью и был подвержен быстрому разрушению.
Новому каскаду была уготована роль одного из самых декоративных сооружений парка: одновременно со строительными работами шло изготовление его скульптур. Осенью 1724 года из Италии все-таки прибыл заказанный Микетти мрамор, и на вновь образованном производстве – будущей Петергофской гранильной фабрике – началась его обработка. Однако зимой 1724–1725 года Микетти отбыл на теплую родину, откуда он больше не возвратился, и темпы строительства снизились. К 1725 году скульптор К. Б. Растрелли сумел выполнить только три свинцовых маскарона для верхней площадки.
Смерть Петра стала для Петергофа трагедией: большое хозяйство словно осиротело: работы приостановили, сократив их финансирование. Однако вскоре архитектору Михаилу Земцову поручили привести проект в соответствие с изменившимися условиями, и в 1726 году строительство продолжилось под руководством Тимофея Усова.
Лето 1732 года было ознаменовано завершением каскада, который получил название Марлинский. 14-метровой каскад со статуей Нептуна на верхней стене и скульптурой на аттике и в бассейне выглядел необычайно эффектно. А когда под ступенями навесили медные золоченые листы, создававшие интересную игру света сквозь зеркало падающей воды, он стал именоваться Золотым.
Время шло. В 1784 и 1789 гг. производился текущий ремонт каскада, кладка которого все более приходила в ветхость. Со временем Золотая гора, так же как и Шахматная, претерпели существенные изменения от первоначального замысла в архитектурно-художественном и конструкционном виде. Оба памятника, включенные в трехосевую композиционную основу Нижнего парка, являлись доминантами соответственно западной и восточной части. Эти изменения каскадов обуславливались постоянной сменой заказчиков и архитекторов, бытовыми коллизиями, климатическими факторами. Наконец фонтаны просто естественно старели… Как и весь дворцово-парковый ансамбль Петергофа, они серьезно пострадали во время войны. Реставрационные работы начались практически еще в 1944 году, и в 1949-м фонтанные системы Шахматной и Золотой горы заработали вновь.
Следующая реставрация Золотой горы прошла в 1973–1980 гг. Шахматная поддерживалась в эксплуатационном состоянии силами музея-заповедника вплоть до 2010 года, а затем был осуществлен масштабный комплекс реставрационных работ, завершенный к июню 2013-го. Вслед за этим ГМЗ "Петергоф" приступил к комплексной реставрации каскада "Золотая гора". Реставрационные принципы, внедренные в практику работ, в обоих случаях требуют пояснения и правильной расстановки акцентов.
Каждому, кто когда-либо сталкивался с реставрационным процессом, хорошо известен его основной постулат: сохранить все подлинное и максимально использовать исторические материалы, при обязательном условии их обратимости. Однако безжалостное время и суровый петербургский климат в ряде случаев определяют особый путь развития реставрационного процесса. Именно так произошло в нашем случае: по итогам инженерного обследования 2012 г. большинство конструкций каскада "Золотая гора" были признаны ограниченно работоспособными или вовсе неработоспособными. В 2014 г. на каскаде из подлинных конструкций остался только кирпичный фундамент водосливной части фонтанов, что зафиксировано в материалах инженерного обследования.
Составленный на его основе проект, исполненный специалистами ООО "Профиль", подразумевал удаление наслоений послевоенного бетона, расчистку подлинной кирпичной кладки и ее консервацию по разработанной методике. В дальнейшем проектом предусматривалась замена материалов на более долговечные, основанная на опыте эксплуатации фонтанных сооружений не только в Петергофе, но и в Версале. Водная среда и специфический климат Петербурга никогда не способствовали сохранности конструкций и художественно-декоративного убранства. В 1850-х годах Н. Л. Бенуа, будучи главным архитектором Петергофа, уповал на замену деревянных конструкций на более живучие камень и металл.
В силу этого в современном реставрационном процессе специалистами проектных и реставрационных организаций, КГИОП и ГМЗ "Петергоф" коллегиально было принято абсолютно правильное решение о полном сохранении подлинных исторических конструкций, материалов и скульптуры XVIII века. Чтобы выполнить задуманное в полном объеме, единственным путем являлось создание скрытой от глаз несущей конструкции, обеспечивающей как целостное восприятие, так и исправную работу каскада.
Обзор истории Золотой горы дал возможность еще раз понять зыбкость представлений о патине времени и подлинности применительно к фонтанным сооружениям Петергофа. По нашему убеждению, основной характеристикой каскада, подлежащей сохранению, являются объемно-пространственные параметры объекта "фонтанного действа" и его исправное функционирование. Именно художественный образ исторического фонтанного памятника обуславливает то яркое впечатление, которое каскад производит на зрителя на протяжении трехсот лет. Законсервированные руины неработающего фонтана вряд ли будут радовать глаз сегодняшних и завтрашних гостей Нижнего парка. Именно поэтому с замиранием сердца следят посетители Петергофа за монтажом фонтанной скульптуры, устанавливаемой в эти дни на "великой" горе.
Завершаемые теплой осенью 2015 года реставрационные работы позволят длительное время поддерживать памятник в эксплуатационном состоянии. Тысячи людей оценят грандиозность замыслов императора Петра Великого и мастерство современных петербургских реставраторов.
Сергей ПАВЛОВ, главный архитектор ГМЗ "Петергоф", академик Академии архитектурного наследия