Черные мусорщики
На глазах у изумленных чиновников на государственной земле частный бизнес организовал незаконную свалку
Гигантская свалка у поселка Скотное (10-й км Новоприозерского шоссе), усилиями местных жителей попавшая в топ экологических новостей Ленобласти, продолжает гореть, отравляя удушливым химическим дымом окрестности. По вечерам в низинах скапливается столько дыма, что водители едут по проселочным дорогам почти вслепую. Запах гари чувствуется на расстоянии даже в Кавголове (от свалки до Кавголовского озера 5 км). Не исключено, что токсические вещества попадают и в Неву: свалка находится вблизи речки Пипполовки, которая впадает в Охту, а последняя – в Неву.
Время от времени свалку тушат пожарные. А когда пожарные, чиновники и телевидение уезжают, туда возвращаются десятки мусоровозов и вываливают новые тонны мусора. Бульдозеры укатывают слой за слоем и присыпают грунтом, который выкапывают тут же неподалеку. Излишне уточнять, что никаких разрешений у «мусорщиков» нет. Площадь свалки составляет уже почти 2 га. В нижних ее слоях около месяца назад началось самовозгорание, справиться с которым пока не удается.
При попытке их сфотографировать черные мусорщики угрожают фотографам физической расправой (например, обещают переломать ноги). Исключений не делается ни для кого, в том числе и для сотрудников администрации Агалатовского МО. Чтобы было удобнее работать, мусорщики установили рядом со свалкой рабочие бытовки. Две бытовки стоят прямо рядом с трассой. Это никого не смущает.
Свалкой уже больше двух месяцев занимаются (точнее, это называется «держать на контроле») Комитет госэконадзора Ленинградской области, ОБЭП и прокуратура. При этом никаких данных о том, кто организатор свалки, кому принадлежат мусоровозы и, самое главное, на чем зиждется наглость черных мусорщиков, ни у кого нет. В начале июня комитет вместе с силовиками арестовал несколько единиц тяжелой техники и составил административные протоколы на водителей. Это стало самой страшной карой, постигшей организаторов свалки. По какой-то загадочной причине выйти на мусорное начальство через задержанных водителей не удалось. Не помогли правоохранителям и десятки сфотографированных номеров машин. «Сто процентов, что организаторов свалки не найдут», – заверяет нас глава администрации МО «Агалатовское сельское поселение Владимир Сидоренко.
Звучит малоутешительно, но еще печальней другое: почему в течение двух с половиной месяцев с момента фиксации свалки контрольными органами ее так и не смогли остановить? «Они приезжают по 20–30 машин сразу, вываливают мусор и уезжают, – сетует Владимир Викторович. – Мы же не можем все время быть на месте и ждать их. У нас один участковый на огромную территорию». По его словам, последний месяц остановить мусорщиков мешает пожар: «Мы не можем поставить блоки на въезде на свалку, потому что туда должны проезжать пожарные машины. Как только потушим, сразу заблокируем въезд». На вопрос, почему не удавалось справиться со свалкой до того, как началось возгорание, Владимир Викторович ответил уклончиво: «Это все очень сложно».
Страшная тайна
«Сложность» заключается в том, что горящая свалка расположена на муниципальной территории под управлением Агалатовского МО, которое, как мы уже знаем, возглавляет сам Владимир Сидоренко. Еще неделю назад в Комитете госэконадзора не имели представления о собственнике участка и ждали на этот счет ответа от того же Владимира Сидоренко. Его ответ, по словам пресс-секретаря Александра Жадько, почему-то запаздывал, хотя запрос был отправлен более месяца назад. «Это наводит на определенные мысли», – прокомментировал Александр.
А недавно жительница Скотного получила от главы администрации письменный ответ от 10 августа (в редакции есть копия документа), где он сообщает, что собственник участка свалки администрации неизвестен, и по этому поводу 10 августа (!) администрация отправила соответствующий запрос в Росреестр. То есть, получается, 6 августа Сидоренко еще не знал, что собственник – это возглавляемая им администрация, и узнал только сейчас? Да нет же, знал, возразил нам сам Владимир Викторович, и своевременно сообщил об этом в Комитет госэконадзора! А почему ответ там не получили, ему непонятно. Возможно, почта плохо работает. Правда, тогда возникает вопрос, почему в интервью тележурналистам от 11 августа Сидоренко опять-таки заявил, что не имеет информации о собственнике участка? В общем, ситуация и впрямь запутанная.
«У меня нет оснований обвинять главу администрации в соучастии в организации свалки, – считает местный житель Александр Кузьмин. – Но без участия чиновников эти люди не действовали бы столь нагло. Еще четыре дня назад они возили мусор с периодичностью 20 машин в час. Стоит появиться проверке – они быстро сворачиваются и так же моментально появляются снова, как только проверка уезжает».
В комитете, в свою очередь, тоже посетовали на утечку информации. «Стоит сообщить о планах проведения проверки за пределы своего комитета, как организаторы свалки об этом моментально узнают, и когда мы приезжаем, там никого нет», – говорит Александр Жадько.
Вялое «держание на контроле» несколько активизировалось в начале августа, когда свалка загорелась и местным жителям надоело это терпеть. Возникла инициативная группа, начались стихийные народные сходы, полетели письма в СМИ и общественные структуры. На свалку устремились корреспонденты, МЧС и новые проверки. Теперь на берегу Пипполовки все время кто-то есть: или чиновники с активистами и пожарными – или мусорщики с КамАЗами.
Точка закрывается
В конце разговора Владимир Сидоренко заверил нас, что ввоз мусора на свалку прекратится через три дня (как раз в день выхода номера из печати). «Завтра-послезавтра МЧС закончит тушить пожар, после чего мы перекроем въезд на территорию», – пообещал он. Однако ликвидировать саму свалку не обещает: «У нас таких средств нет. Придется засыпать ее землей».
«Получается, что намерения администрации полностью совпадают с интересами организаторов свалки, – комментирует Александр Кузьмин. – Они тоже высыпали и заравнивали, высыпали и заравнивали. Сейчас то же самое сделает администрация. А убирать кто будет?»
Уж лучше б вы были коррумпированы
Подозрение об участии в мусорном бизнесе чиновников – это оптимистичная версия. Пессимистичная – ни муниципальные, ни правительственные чиновники не в доле, но они не в состоянии контролировать ситуацию на вверенной им территории. Любой обнаглевший делец сегодня может дать объявление о вывозе мусора и начать «принимать» его на любом пустом участке у всех на виду. При приближении проверки его гастарбайтеры будут прятаться в кусты. При попытке замглавы администрации по земельным вопросам сфотографировать свалку (факт) его охранники-рецидивисты будут угрожать ей расправой. А когда сваливать станет некуда, глава администрации, у которого все равно нет денег ни на что другое, услужливо присыпет его бизнес землей. И этот делец точно знает, что ни прокуратура, ни полиция, ни правительство региона ему ничего не сделают. Все пугливы и у всех руки коротки.
Комментарий комитета государственного экологического надзора ЛО:
«3 июня Комитетом государственного экологического надзора установлено, что в районе деревни Скотное Всеволожского района под линией ЛЭП ведутся работы по отсыпке и планировке территории отходами производства и потребления.
4 июня сотрудники Ленинградской межрайонной природоохранной прокуратуры и ОБЭП по Всеволожскому району совместно с Комитетом государственного экологического надзора провели рейдовую проверку участка в районе д. Скотное и пресекли работу нелегальной свалки твердых бытовых отходов. На момент проведения проверки установить организатора проведения работ не удалось.
На данное место совместно с ОБЭП по Всеволожскому району эконадзор выезжал неоднократно. 4 июня были задержаны два самосвала с мусором емкостью 27 кубометров, осуществляющих сброс мусора. При проверке оказалось, что у водителей отсутствовали документы для транспортировки отходов.
В отношении лиц, осуществлявших сброс отходов, составлены протоколы об административном правонарушении по статье 8.2 КоАП РФ (несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления). Комитет проводит проверку по установлению собственника участка и его возможной причастности к организации несанкционированной свалки».
С 4 июня прошло почти три месяца. В день сдачи номера «Новой» в печать свалка функционировала – грузовики с мусором ехали к ней беспрерывно.