Токсичная беспечность
В сточных водах полигона для захоронения токсичных отходов Красный Бор экологи нашли опасные химические вещества. По данным Гринпис, они превышают допустимые значения концентрации в 37 раз.
Полигон химических отходов Красный Бор давно привлекает внимание защитников природы и местных активистов. За последний год он дважды участвовал в скандалах, связанных с нарушениями экологического законодательства.
Об одном из них "Новая газета" подробно писала в январе. Тогда, накануне православного праздника Крещения, по свидетельству местных жителей, по магистральному каналу, выходящему с территории предприятия, шел поток сточных вод. Свидетелем залпового сброса стал глава муниципального образования Тельмановское сельское поселение Юрий Кваша. Тогда глава и его коллеги взяли пробы сточных вод, но результаты этих проб так и не обнародованы. Чтобы не повторять ошибок своих коллег, активисты Гринпис взяли пробы сточных вод, вытекающих с территории полигона, не привлекая внимания к своим действиям.
Руководитель токсического отдела Гринпис в Петербурге Дмитрий Артамонов отметил, что сбросы химических отходов, производимые полигоном, опасны для жителей города. Потому как сточная канава впадает в реку Ижору, а из нее по системе протоков попадает в Неву, причем выше по течению центрального водозабора города. То есть все опасные химические соединения, которые вытекают с территории полигона, через систему водоснабжения попадают в дома петербуржцев.
Последний раз сброс сточных вод с территории Красного Бора был замечен 30 марта. Тогда после вмешательства экологических активистов руководство полигона было вынуждено остановить выброс отходов. Для этого задвижку шлюза, располагавшуюся под забором полигона, из которого вода попадала в канаву, закопали. Сейчас шлюз по-прежнему закопан и вода из него не вытекает. Тем не менее в нескольких метрах от забора полигона в канаву впадает ручей. Если пройти вдоль его русла, можно увидеть, что вытекает он с территории полигона. Охранники уверяют, что к новообразовавшемуся ручью полигон не имеет никакого отношения. Забор проб воды из ручья был произведен 5 августа по инициативе токсического отдела Гринпис.
В ходе лабораторного исследования в сточных водах обнаружили опасные химические вещества в концентрациях, значительно превышающих предельно допустимые. Результаты исследования направлены в Росприроднадзор и природоохранную прокуратуру Санкт-Петербурга и Ленобласти.
В отобранных пробах специалисты обнаружили многократное превышение содержания четыреххлористого углерода. Его концентрация в 37 раз превышает допустимую норму. Это вещество крайне ядовито при вдыхании паров, попадании внутрь с едой или всасывании через кожные покровы и слизистые оболочки. Кроме того, оно разрушает озоновый слой, а при постоянном воздействии на организм может провоцировать усталость, головокружение, головную боль, боли в разных частях тела, ухудшение памяти, сердечные расстройства, раздражение слизистых оболочек носа и горла.
В сточных водах обнаружены запрещенные полихлорированные бифенилы (ПХБ). Согласно российскому экологическому законодательству, их присутствие в водоемах рыбохозяйственного значения не допускается. ПХБ опасны даже в самых малых количествах: они поражают иммунную и нервную системы человека, способствуют развитию онкологических заболеваний, вызывают аллергию и гиперчувствительность, нарушают работу эндокринной системы, приводя к бесплодию, диабету, половой дисфункции. Могут провоцировать поражения печени, почек и кожи. Кроме того, эти вещества обладают мутагенным воздействием, то есть могут негативно сказываться на здоровье последующих поколений людей. Они крайне токсичны для водной экосистемы: накапливаясь в живых организмах, они передаются по пищевой цепочке.
"Эти токсичные вещества использовались в производстве трансформаторных жидкостей, растворителей, хладагентов, огнетушителей и других товаров, которые, попадая на полигон, в итоге оказываются в нашей питьевой воде, – говорит эксперт Гринпис Нина Лесихина. – Прежде всего необходимо прекратить незаконный сброс опасных сточных вод, организовать регулярный экологический мониторинг, а главное – обеспечить безопасную технологию хранения и обращения с токсичными отходами. То, что мы видим сейчас, является не просто нарушением природоохранного законодательства, но и преступлением против человека".
На данный момент полигон не функционирует. Тосненский горсуд Ленинградской области 8 мая текущего года приостановил его работу на 90 суток. В департаменте Росприроднадзора по СЗФО сообщили, что 13 августа деятельность полигона вновь была приостановлена на 90 суток, на этот раз Арбитражным судом. Причина – грубые нарушения лицензионных условий, которые выявили в ходе внеплановой проверки, прошедшей в мае-июне текущего года. "В судебном заседании департаментом было доказано наличие угрозы жизни или здоровью людей, причинения существенного вреда окружающей среде и ее компонентам", – отметили в пресс-службе Росприроднадзора. "Прокуратура уже неоднократно приостанавливала работу полигона, но это не решает проблему", – утверждает Нина Лесихина.
Напомним, что полигон Красный Бор, расположенный в шести километрах от границы с Санкт-Петербургом, функционирует с 1970-х годов как временное место для хранения химических отходов. На полигоне хранятся отходы разной степени опасности, самые опасные из которых – химические отходы I категории.
Серафима Курдюбова