Вкус патриотизма
«Новая» расспросила фермеров о том, как их жизнь изменилась с введением продовольственного эмбарго.
Исидор Кашеев всю жизнь отработал в совхозе, а потом построил молочную ферму. Сейчас поголовье насчитывает 170 коров.
– Как-то у меня была делегация финнов на экскурсии. Они задавали каверзные вопросы, спрашивали, помогает ли государство. Я им сказал, чтобы они свысока с нами не разговаривали, будто ферма построена на государственные деньги. Я же не буду им говорить, что государство нам не помогает. Они все изменились в лице.
Да, в Финляндии, в Европе сельское хозяйство лучше развито, чем у нас. Но если бы у нас государство уделяло этому столько внимания, сколько уделяется там, у нас было бы еще лучше. В России всего достаточно, главное – чтобы нам деньги выделяли. Без денег ничего не сделаешь.
Я надеюсь на лучшее. Что в конце концов государство повернется к селу лицом. Сейчас помощи недостаточно. Основные трудности в чем: кредит брать трудно – проценты большие. Например, я хотел взять автомобиль на ферму – самосвал, он стоит 930 тысяч рублей, а когда мне насчитали конечный итог, получилось почти 1 миллион 400 тысяч. То есть очень большие надбавки, хотя лизинг вроде бы десять процентов с копейками. Там насчитали, тут насчитали, вот конечный итог. Вот у меня кредит взят под двадцать процентов. Его ж как-то отдавать надо. А как отдавать? Это значит будешь прибавлять стоимость продукции. А потом говорят дорого.
Я не говорю, что там нас полностью обеспечивали, но помочь в получении кредитов, техники и так далее – это же можно решить?
Человек должен быть энтузиастом. Работают те, кто предан селу.
Но санкции сыграли на руку потому, что сегодня у нас продукция востребована. Проблемы реализации нет, наоборот: у нас нехватка. У нас много заказов, много желающих работать с нами. Народ кормить надо.
Я надеюсь, что мы себя накормим, а может, и Африку еще, кто знает.
Андрей Чистяков – хозяин кроличьей фермы. В ближайшее время Андрей планирует увеличить производство до тонны. О себе говорит: когда нужно, он агроном, когда нужно – экономист, а вообще – очень грамотный, непьющий мужик.
– Я мало задумываюсь о санкциях, у меня много работы. Помощи от государства не получаю никакой. Из всех дотаций мне сейчас дали шесть тысяч рублей за год на вакцины по линии Госветнадзора.Это просто ни о чем. Тем не менее сельскохозяйственная отрасль – самодостаточное производство, если им занимаются профессионалы.
Выращивание чего-либо – благодарное очень занятие. Семечко капусты сравнимо с шариком от шариковой ручки по размеру. В каком еще производстве можно получить за пять месяцев с вот такого шарика вот такую капусту?
Александр Беляев – глава крестьянского фермерского хозяйства. От разведения скота пока одни затраты, но Александр имеет сторонний холдинг, который финансирует ферму.
– По поводу введенных санкций – у меня как был постепенный прирост покупателей, так он планомерно и растет, никакой особенной разницы я не почувствовал. На сегодняшний момент вообще невыгодно сдавать продукцию в сетевые магазины – там диктуют низкие закупочные цены. Поэтому продаю сам.
Вообще программ помощи фермерским хозяйствам много. Проблема в том, что сложно о них узнать. Например, я хочу получить субсидию, прихожу в Смольный. На все мои вопросы они отвечают: «Читайте информацию у нас на сайте». Заходишь на сайт и понимаешь, что «Война и мир» по сравнению с этим – детский лепет. Фермерам по большому счету даже некогда этим заниматься. Нужно упростить систему подачи информации.
Анатолий Сорокин – экс-президент Союза фермеров Ленинградской области и Санкт-Петербурга, пчеловод.
– Санкции накладывают на нас обязательства развиваться Года три-четыре назад мы не знали, куда девать продукцию. Сейчас мой мед уходит полностью.
Государство оказывает поддержку в виде субсидий и грантов. Это хорошо, но, когда их получает необученный человек, скорее всего, ничего не получится. Нужна хорошая программа по подготовке фермеров. Мы подготовили проект, решили создать обучающий центр на основе уже действующего фермерского хозяйства.
На условиях конкурса отбираются несколько человек, которые действительно хотят стать фермерами, они год обучаются, сдают экзамен, а затем им предоставляется в аренду 20 гектаров земли с правом выкупа, и человек начинает работать. Все студенты этого центра объединяются в кооперативы, задача которых – реализация продукции, доставка комбикормов, уход за животными, ветеринария, экономика и бухгалтерия. Пытаемся заручиться поддержкой Законодательного собрания Ленобласти.