Канава длиною в жизнь
В поселке Мартышкино из-за того, что одна часть улицы требует трубу, а другая – канаву, может дойти до рукопашной. В эпический спор о том, что спасет жителей Нагорной улицы от потопа, втянуты депутаты, прокуратура, суды и городские чиновники.
Поселок Мартышкино стоит на холме, под которым протекает Мартышкин ручей. Вдоль него идет улица Нагорная: ее четная сторона расположена ближе к ручью, в низине, а нечетная поднимается выше.
Более полувека назад вдоль верхней стороны улицы проложили водоотводную канаву и в нескольких местах через частные земли оборудовали стоки в ручей. Система эта работала и никого не затапливало, пока в середине девяностых какой-то землевладелец канаву не перекрыл. Потом ее стали засыпать другие собственники, централизованный сток прекратился и вода полилась как попало: по трубам под дорогой, по самой дороге (из-за чего летом грунтовка размывалась, а зимой обледеневала) и по участкам, которым не повезло оказаться внизу.
Заткнул или не заткнул?
Владельцы нижних участков время от времени требовали у администрации восстановить канаву, но те отвечали, что скоро будут прокладывать газопровод, всю улицу перероем, тогда и с канавой разберемся.
В 2011 г. газопровод проложили, но про канаву, естественно, не вспомнили, и гидрологический баланс нарушили уже катастрофически. Первым делом затопило участок 25 с «верхней» стороны улицы. И тут конфликт разгорелся не на шутку.
Владельцы дома 25 (Пестышевы) и их союзники уверены, что их затопил сосед снизу, из дома 20 (Гедримович), который заткнул трубу под дорогой, выводившую воду на его участок и дальше вниз к ручью.
«Десятилетиями вода сливалась, никому она не мешала, – утверждает Алексей Пестышев. – Гедримович убрал железные лотки, которые шли по его участку, и начал требовать, чтобы я проложил туда другие за свой счет».
Александр Гедримович со товарищи, в свою очередь, утверждают, что участок Пестышевых затопило, потому что после прокладки газопровода дорога местами поднялась на 30–40 см и сток окончательно заглох.
«Труба здесь ни при чем, – поясняет Гедримович. – Мои бабушка и дедушка этим участком владели с 46-го года, и не было никаких желобов. Да, труба была, но диаметром всегодесять сантиметров, и забилась лет сорок назад, когда в ее створе соседи построили гараж».
Органолептически сказать – воняет!
Пестышевы потребовали от местной администрации заменить трубу. Администрация вняла их мольбам и положила новую, но диаметром не десять сантиметров, а полметра. После чего паводковая и дождевая вода радостно хлынула на участок к Гедримовичу, где образовался аттракцион «водяная горка».
Александр Константинович ужаснулся и побежал в прокуратуру. Прокуратура обратилась с иском в суд, который обязал муниципалов убрать трубу к чертовой матери. Трубу убрали, но вместо нее насыпали крупный щебень. Теперь сток идет все равно через участок Гедримовича, но не единым селевым потоком, а равномерно. Масла в огонь подлило обвинение: мол, от Пестышевых к Гедримовичу течет не просто дождевая вода, но и содержимое их септика.
В августе 2014-го специалисты Комитета по природопользованию обследовали улицу и обнаружили: канава вдоль Нагорной заглушена, стока через нее нет, а вместо нее есть деревья, цветы и даже малые архитектурные формы. Это приводит к подтоплению, а зимой к тому, что Нагорная превращается в ледяную горку, по которой опасно ходить и ездить.
Кроме того, и. о. зампреда комитета Зверев утверждает, что у дома Пестышевых обнаружена «предположительно чугунная труба диаметром 100 мм, возле устья трубы органолептическим методом явно ощущается запах нечистот». И через эту трубу, пишет в своем заключении чиновник, собственники участков верхней стороны улицы Нагорной в придорожную канаву сбрасывают сточные воды.
Алексей Пестышев на свой участок чиновников не пустил, а «Новой» заявил, что сточных вод у него нет, так как он пользуется торфяным биотуалетом, в котором «не образуется жидких фракций».
Проверка комитета подтвердила, что после демонтажа полуметровой трубы сточные воды по-прежнему текут через участок Гедримовича в Мартышкин ручей. При этом они не подвергаются санитарной очистке и обезвреживанию.
Спасение утопающих
Старожилы поселка уверены, что все дело в закопанной канаве и никакие трубы их не спасут.
«У меня такая труба выходит на участок, – говорит Елена Дондукова из дома № 26, которая живет здесь с 1946 года. – Но она обеспечивала лишь водоотвод от колонки, которая была в этом месте! Колонкой давно не пользуются, у всех водопровод, а в трубу сливают все, что ни попадя.
Получается, что в основном граждане с возвышенности ратуют за трубу, а уж с тем, что из нее вытекает, соседи снизу пусть сами справляются. Их нижние соседи требуют возрождения канавы, на которой, как уже сказано, понаставили «малых архитектурных форм» в виде заборов, гаражей и сараев.
Администрация Ломоносова, изучив техпаспорт улицы, канав там не обнаружила и вынесла вердикт: «Выполнить работы по устройству дополнительных водоотводных канав не представляется возможным». Хотя, как считают жители, канава полагается любой дороге по СНиПу и в паспорт входить не обязана. Александр Гедримович на днях отнес в суд очередной иск, в котором требует от администрации восстановить канаву, отремонтировать дорогу и заплатить ему компенсацию морального вреда – 1 рубль.
Очевидно, что без вмешательства властей «холодная война» рискует перерасти во что-то совсем уж макабрическое. Главное, чтобы вмешательство это было вдумчивым, а не в виде отписок и учитывало интересы всех. Ведь, наверное, можно организовать водоотведение так, чтобы ни один участок не затапливало и чтобы никто не тонул в нечистотах?