Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Двенадцать разгневанных граждан

23 октября 2003 10:00

Вчера, 22 октября, в Ленинградской области вынесен первый приговор суда присяжных. Почему в области, а не в городе? Да потому что в городе суда присяжных пока еще просто нет.



В области суд присяжных начал действовать с начала этого года - ровно на год опередив северную столицу. Здесь, в соответствии с графиком введения судов присяжных на территории России, этот вариант судопроизводства должен быть запущен 1 января 2004 года. (Хотя самый первый срок, который назывался еще много лет назад, был...
1 июля 1996-го, но сроки сдвигались из-за хронического отсутствия необходимых средств.)
Дело, о котором идет речь, в принципе самое рядовое, и если бы не участие присяжных, может быть, не заслуживало бы отдельного упоминания. Как было установлено следствием, ноябрьским вечером 2002 года к выборжанину Игорю Вдовкину пришел его приятель - некто Егоров и пожаловался, что какой-то негодяй в подвале только что отобрал у него куртку. Вдовкин решил вступиться за друга и разобраться с обидчиком. Для надежности он прихватил с собой кухонный нож, сунув его за пояс. В подвале им встретился Роман Ульянов, с которым Вдовкин тут же затеял ссору. Обе конфликтующие стороны были не слишком трезвыми, и ссора приняла кровавый оборот. Перед лицом присяжных подсудимый заявил, что он только защищался - мол, в руке у Ульянова что-то блеснуло, так что ему пришлось вытащить нож... и нанести противнику три удара. После этого Вдовкин, по его словам, бросился из подвала наутек, спрятав окровавленный нож за пазуху, а потом выбросив его в какой-то темной подворотне.
Правда, на теле жертвы эксперты насчитали не три, а семь ранений, нанесенных одним и тем же оружием. Причем из семи ударов пять были смертельными. На этом обвинение и строило свою позицию, доказывая, что в ходе конфликта речь не шла о самообороне, а имело место обычное бытовое убийство.
Дюжине присяжных предстояло, вынося свой вердикт, ответить на три вопроса: имело ли место само событие преступления, участвовал ли в этом событии обвиняемый и виновен ли он в предъявленных ему обвинениях? На все три вопроса присяжные еще 8 октября ответили утвердительно, однако сочли подсудимого достойным снисхождения. Благодаря этой оговорке наказание Вдовкина не должно превышать 2/3 максимального срока за это преступление (максимальное наказание за убийство - 20 лет). Спустя две недели суд определился с мерой наказания - 10 лет колонии особого режима...
Если в Ленинградском облсуде суд присяжных, хоть и со скрипом, заработал (единственный приговор за 10 месяцев и еще около 5 дел в процессе рассмотрения), то в Городском суде Петербурга судьи осваивают методологию процессов с участием присяжных в виде «деловой игры». Такие игровые суды разыгрываются в Горсуде каждую пятницу. Что ж, игра превратится в реальность через два месяца. Списки потенциальных присяжных - петербуржцев от 25 до 70 лет, утвержденные теперь уже бывшим и.о. губернатора Александром Бегловым, поступили в Горсуд. Теперь дело за подсудимыми, кому из них захочется, чтобы их дела рассматривались с участием коллегии присяжных заседателей. По слухам, изъявили желание слушать свои дела в суде присяжных обвиняемые по так называемому «кладбищенскому делу» и делу об убийстве Галины Старовойтовой. Хотя говорят, что в последнее время количество оправдательных приговоров в судах присяжных резко сократилось, и у подсудимых не так уж много шансов на снисхождение.

Александр САМОЙЛОВ