Территория любви – Грузия. Часть вторая
Лицо современной Грузии – молодое, открытое, пытливое, живо откликающееся на все любопытное в этом мире. Красивое той особенной красотой, что дают свобода и чувство человеческого достоинства.
Интеллектуальный ресурс
Помещая в грузинский ландшафт «сицилийскую тележку» (рецепт борьбы с мафией от экс-мэра Палермо – подробнее см. № 75), здесь не пренебрегли базовым принципом ее равновесия: просвещение осознавалось как равноправная составляющая движения вперед, наряду с главенством закона и неотвратимостью наказания за его нарушение.
Исходили из того, что в лишенной нефти и газа стране основной ресурс – интеллектуальный потенциал.
Прежде система образования Грузии признавалась одной из самых коррумпированных. Реформируя ее, вступительные экзамены вывели из компетенции вузов. Альтернативой стало поступление на основе результатов Единого национального экзамена. Набравшие высшие баллы получают от государства грант, который на 100% покрывает расходы на обучение, при более низких результатах этот процент понижается до 70, 50 или 30.
Аттестационные экзамены, проводимые для 6–11-х классов, перевели в режим онлайн, с использованием закрытой интернет-связи. Компьютерная система сама миксирует вопросы, которые затем предлагаются ученикам. Используется так называемая катовая система (computer adoptive test), позволяющая подстроить тестовую программу под отвечающего. Если он не дает верного ответа на вопрос, машина выдаст полегче, но и балл за него будет ниже. Тестирование проводится в родных стенах школ, но в присутствии сторонних наблюдателей, под аудио и видеозапись.
Введение ваучерной системы позволило родителям выбирать для ребенка школу без привязки к месту жительства. А с другой стороны, создало условия здоровой конкуренции для самих учебных заведений: чем выше уровень преподавания, чем лучше условия для детей, тем больше ваучеров (читай – денег) несут именно туда.
Изначально ваучер был бесплатен только для граждан, но с прошлого года он стал бесплатен и для проживающих в Грузии иностранцев: такой вердикт вынес Конституционный суд по иску НПО «Ассоциация молодых юристов Грузии». Представляя в суде интересы нескольких школьников с российским и армянским гражданством, молодые юристы исходили из гарантированного Конституцией всеобщего равенства перед законом – тогда как, по их мнению, необходимость платить за ваучер ставила иностранных граждан в дискриминационное положение.
Английский обязателен к изучению с первого класса. Причем зачастую преподают его носители языка из разных стран мира – при Саакашвили их стали активно привлекать к преподаванию в грузинских школах, включая сельские. С пятого класса – второй иностранный (возможен и русский), с десятого – третий, по выбору учеников. Каждый первоклассник получает нетбук (сделанный в Грузии на базе процессоров Intel). Учебники выдаются бесплатно, по окончании года они сдаются в библиотеки.
Организация школьной жизни вверена попечительскому совету, куда входят учителя и родители. Он же выбирает директора школы из нескольких кандидатов, предложенных Министерством образования, каждый из которых предъявляет совету свой стратегический план развития школы. Аттестаты грузинских школ принимаются во всех странах, присоединившихся к Болонскому процессу.
Зарплата учителей привязана к результатам тестирования, которое они проходят раз в пять лет: на знание грузинского языка и истории, а также своего профильного предмета. Пройдешь сертификацию на отлично – получишь надбавку к зарплате; ее прирост обеспечивает также подтверждение уверенного владения информационно-компьютерными технологиями и английским.
Всякая школа – самостоятельное юридическое лицо, со своим банковским счетом. Она может, например, сдавать в аренду излишек помещений, чтобы выручить дополнительные средства, самостоятельно распоряжается поступающими пожертвованиями, сама планирует свои расходы.
Дети свободы
Лицо современной Грузии – молодое, открытое, пытливое, живо откликающееся на все любопытное в этом мире. И очень красивое. Красивое той особенной красотой, что дают свобода и чувство человеческого достоинства. Дети революции роз, выросшие за годы реформ, – новое, прекрасное поколение, способное чувствовать себя равноправной личностью мирового братства, не поступаясь при этом национальной уникальностью и традициями собственной многовековой культуры.
Они приветливы, щедры на добро и участие, ибо опять-таки свободны – свободны от унижения и тупого диктата, избавление от которых позволяет дышать, не ведая зависти и злобы.
Дни июньской трагедии показали, чего стоят эти ребята. Мы, из питерского своего далека сопереживая жертвам наводнения, следя за независимыми репортажами с места трагедии, поражались тому, как эти вчерашние мальчишки и девчонки сумели мгновенно организовать помощь пострадавшим. Без лишнего пафоса и суматохи, выстраиваясь живой цепью, разгребали завалы, спасали людей и зверей, доставляли еду, питье и одежду, а потом так же споро и дружно убирали свой город, восстанавливая нормальное биение его сердца. «Глядя на них, понимаешь, что у Грузии есть будущее, красивое и сильное», – скажет один из очевидцев. Это, пожалуй, и есть главное достижение революционных преобразований.
Вино и мед
Гоги кручинится, что все еще не дождался внуков. Один из сыновей выбрал путь монашества – уже пять лет как ушел в обитель. Другой посвятил себя национальным танцам, которым обучает и детей. «Э, где тут невесту найдешь с такой работой, когда он целый день с ребятней? А ему уже двадцать семь!» – переживает отец.
Мы заехали в его дом на обратном пути из Уплисцихе (пещерный город с почти трехтысячелетней историей неподалеку от Гори). Путеводная наша звезда Таня предупредила хозяина по телефону: «Приеду к тебе на этот раз не с туристами, а с друзьями. Аккордеон будет?» Аккордеон – это дополнительный бонус, не входящий в обычную программу для всех: с дегустацией пяти сортов вин под шашлыки на виноградной лозе и обильную домашнюю закуску, приготовленную сноровистыми руками улыбчивой жены Гоги под одобрительные комментарии старенькой его мамы.
У Гоги семейная винодельня, лучшая в регионе, по признанию знатоков. За промышленными масштабами не гонится принципиально, предложения сетевиков вежливо, но твердо отклоняет. Традиции, которые для него святы, вбирают в себя не только выращивание винограда и сам процесс превращения его в вино, но и неспешный, в удовольствие уклад жизни – где радость честного труда и человеческого общения важнее погони за прибылью.
В списке нематериального культурного наследия ЮНЕСКО Грузия представлена двумя позициями: полифоническим своим пением и традиционным методом изготовления вина в глиняном кувшине – квери. Дом Гоги – своего рода два в одном. За столом в его марани (погреб, где бродит и хранится вино) за четвертым-пятым бокалом настает черед рога, после которого – если ты приходишь сюда не просто туристом, но другом или становишься им по ходу душевного разговора – разливается уже не только вино, но и жизнеутверждающее грузинское многоголосье.
На сладкое – мед с собственной пасеки. И – завершающим аккордом – чача. На меду же, на травах или просто чача, в первозданной своей обезоруживающей простоте.