«главснаб», вы арестованы...
Вывеска петербургского ГУП «Главснаб» уже успела стать скандальным брендом. Эту славу государственному унитарному предприятию создали уголовные разбирательства и суды, а также спешный отъезд за границу бывшего директора «Главснаба» Павла Эльяшевича. Уехавшего, кстати, со словами: «Сегодня в этой стране мне жить нельзя...» Таким образом, сегодня в стране остались те, кому можно. Остались следователи и сотрудники спецслужб, странным образом включенные в эту ситуацию. Упрочили свою позицию некоторые предприниматели. В кресло директора «Главснаба» сел Сергей Лядов, назначенный на этот пост в последних числах мая. Происходящее вокруг «Главснаба» невозможно понять, не погрузившись в тему. При этом погружаться надо в три этапа: в круге первом – то, что знают все, в круге втором – немногие, в круге третьем – то, о чем можно только догадываться.
В круге первом: то, что знают все
Еще в декабре 2003 года все имущество «Главснаба» и его счета решением Петербургского арбитражного суда были арестованы за долги. Прошел год, прежде чем это обстоятельство встревожило Комитет по управлению городским имуществом (КУГИ), который является основным собственником главснабовского имущества. Отстранив в ноябре 2004 года директора «Главснаба» Павла Эльяшевича от руководства предприятием, КУГИ начал делиться своей тревогой с судебными и правоохранительными органами.
Тревога выразилась в официальной корреспонденции, исходящей как из самого КУГИ, так и от нового руководства «Главснаба». Если заглянуть в эти чиновничьи письма, можно живо почувствовать тахикардию патриотического сердца: «возникла угроза прекращения права государственной собственности на закрепленные за предприятием объекты недвижимого имущества» – не допустите «незаконного отчуждения»!
На первый взгляд позиция чиновников понятна каждому. Действительно, долги у «Главснаба» накопились немаленькие: 234 миллиона 52 тысячи рублей, выраженные в долговых векселях. Имя же кредитора, в пользу которого суд арестовал всю главснабовскую недвижимость, пугающе незнакомо – некая иностранная акционерная компания «Минтаро Коммершиал Инкорпорейтед». Зарегистрированная к тому же в оффшорной зоне на Британских Виргинских островах. А вдруг все имущество «Главснаба» перейдет в оффшор? Ау, органы, откликнитесь!
И органы откликнулись. Весной 2005 года Главное следственное управление (ГСУ) ГУВД возбудило в отношении Эльяшевича уголовное дело, заподозрив его в искусственном раздувании задолженности «Главснаба» с целью доведения предприятия до банкротства. Еще раньше новое руководство «Главснаба» обратилось в арбитражный суд с просьбой отменить решение об аресте имущества предприятия, мотивируя это тем, что векселя, дескать, фиктивные.
Не вдаваясь в анализ векселей, попытаемся ответить на другой вопрос: что же это за имущество, из-за которого в Петербурге подняли столько шуму?
В круге втором: то, что знают немногие
Про этот объект незавершенного строительства в поселке Металлострой, числящийся на балансе «Главснаба», действительно мало кто знает. И уж почти совсем никому не известно, что это давно не мертвая железобетонная коробка (общей площадью 27 тысяч квадратных метров), а крупный таможенный терминал. Правда, терминал еще не действующий, хотя, как уверяет генеральный директор здешней компании ООО «Терминал-М» Тимур Коптев, у предприятия «стопроцентная готовность к работе».
Нетрудно догадаться, почему откладывается официальное открытие терминала. Ведь все имущество «Главснаба» арестовано, и терминал вместе с ним.
Идея превратить этот недостроенный комплекс в важный транспортный узел зрела в «Главснабе» давно. Воплотить ее в жизнь Эльяшевичу помог его бывший первый заместитель Олег Никитин. По словам самого Павла Аркадьевича, с которым корреспонденту «Новой» удалось связаться по телефону, для реализации идеи требовалось около полутора миллионов долларов, и Никитин, человек со связями и коммерческим опытом, эти деньги нашел. Тогда же была создана уже упоминавшаяся фирма «Терминал-М» – будущий арендатор терминала в «Металлострое».
По оценкам специалистов, таможенный комплекс в Металлострое таит в себе мощный потенциал. В день он может принимать до 100 вагонов с грузами, в месяц – приносить до 500 тысяч долларов прибыли. И это только в первое время. С развитием терминала месячная прибыль может возрасти до нескольких миллионов долларов.
Месячный пансион в несколько миллионов долларов – может быть, это и есть цена «главснабовского» вопроса?
В круге третьем: то, о чем можно догадываться
Читатель скажет: если терминал такое высокодоходное предприятие, его тем более нельзя отдавать оффшору. Но прежде чем соглашаться с этим, посмотрим внимательно на тех, в чьих руках он находится сейчас.
Зарегистрированная в 2004 году фирма «Терминал-М» изначально опиралась на двух учредителей, один из которых – некоммерческое партнерство «ОВИСС» – особенно интересен. Хотя бы потому, что «ОВИСС» расшифровывается как «Объединение ветеранов и инвалидов спецслужб». Возглавляет Объединение Богданов, генерал-лейтенант пограничных войск в отставке. По словам Эльяшевича, именно с этим человеком его в свое время познакомил Никитин, когда решался вопрос, кто же будет финансировать строительство терминала. Богданова отрекомендовали директору «Главснаба» как человека с неограниченными возможностями – в частности, говорилось о том, что он дружит с отцом Бориса Евстратикова, одного из руководителей петербургской ФСБ. Эта дружба (если она не выдумана) представлялась тогда очень полезной для будущего дела.
В телефонном разговоре с корреспондентом «Новой» Олег Никитин не стал отрицать своего участия в создании металлостроевского терминала. Однако от встречи с журналистом Олег Анатольевич, к сожалению, отказался, торопясь, по его словам, уехать из города.
Как оказалось, найти участников «Терминала-М» – вообще целая проблема. «ОВИСС», к примеру, организация в буквальном смысле бездомная. Во всех документах в качестве адреса Объединения фигурирует Софийский бульвар, дом 6, в городе Пушкине. Однако при попытке отправить по этому адресу письмо выяснилось, что такого дома в Пушкине не существует. Не иначе как конспирация...
Также неуловим оказался еще один несомненный персонаж главснабовской истории – новый директор предприятия Сергей Лядов. А ведь есть основания полагать, что Сергей Анатольевич – фигура далеко не случайная. Согласитесь: не может быть случайным человек, любящий, как говорят, рассказывать о своей дружбе с Аркадием Роттенбергом, бывшим тренером по борьбе президента Путина.
Впрочем, есть в биографии Сергея Лядова и такие моменты, о которых он вряд ли любит говорить. В далеком 1993 году Лядов, будучи генеральным директором ТОО «Садко», был задержан по подозрению в покушении на убийство некоего Евгения Торопова. Как явствует из милицейской сводки, Торопов получил сквозное ранение грудной клетки и был госпитализирован в тяжелом состоянии. Было возбуждено уголовное дело. Но для будущего директора «Главснаба» эта неприятная история закончилась благополучно, и вспоминать о ней сейчас, наверное, не очень тактично. Ведь на дворе были лихие девяностые годы...
Как сообщил «Новой» человек, пожелавший назваться «неким источником в «Главснабе», Лядов еще только знакомится с конфликтной ситуацией и не готов разговаривать с журналистами. Но одно известно доподлинно: ГУП по-прежнему будет настаивать на снятии арестов и признании долговых векселей фиктивными.
Странно, конечно, что защитники государственных интересов оказались людьми настолько засекреченными и необщительными. По сравнению с ними компания «Минтаро Коммершиал» с островов в Вест-Индии – просто образец открытости. Как только стало известно, что «Главснаб» отправился в суды, «Минтаро» провела пресс-конференцию и распространила по редакциям мировых СМИ письмо о «вопиющем беззаконии и разгуле чиновничьего беспредела в Санкт-Петербурге».
Письмо любопытно хотя бы тем, что в нем впервые звучит заветное слово «терминал». Правда, никакого особого интереса к терминалу «Минтаро» в письме не высказывает: гораздо больше компанию беспокоит выплата вексельного долга. Ведь «Минтаро Коммершиал» была создана иностранной фирмой «Oaklawn Ltd» именно под покупку главснабовских векселей, приобретенных в 2003 году на свободном рынке. При заключении сделки векселя прошли экспертизу, и никому не пришло в голову в них усомниться. Поэтому увольнение Павла Эльяшевича, признающего вексельный долг, и попытка оспорить сами векселя видится «Минтаро» своего рода заговором против добропорядочного заокеанского инвестора.
По мнению аналитиков «Минтаро», чехарда в «Главснабе» и конфликт вокруг терминала связаны с тем, что в отношениях Эльяшевича и Никитина однажды пробежал холодок. Холодок, судя по всему, имел роковые последствия для Эльяшевича: он ушел – вначале из «Главснаба», потом из страны. В результате компания «Терминал-М», по всей видимости, осталась в ведении Никитина и его окружения. А терминал – под обеспечительным арестом в пользу компании «Минтаро».
Таким образом, битва за «Главснаб» только начинается и генеральное сражение еще впереди. Вот только в интересах ли государства ведется эта война?
Запрещенный прием?
С самого начала конфликт вокруг «Главснаба» стал смещаться в уголовную плоскость. Еще в декабре 2004 года заместитель председателя городского КУГИ Сергей Сысоев в письме главному судебному приставу РФ обмолвился, что в отношении Павла Эльяшевича ведутся оперативные и следственные действия. Само письмо содержало просьбу отменить обеспечительный арест главснабовского имущества, и ссылка на интерес правоохранительных органов к Эльяшевичу должна была, очевидно, убедить судебных приставов удовлетворить просьбу Сысоева. Пророчество Сысоева вскоре сбылось: уголовные дела, затрагивающие фигуру Эльяшевича, посыпались одно за другим. Однако все возбужденные уголовные разбирательства («дело компании «Транс-Вест», где Эльяшевич считался одним из мажоритарных владельцев, дело о коммерческих сделках между «Главснабом» и фирмой «Верта») били по опальному экс-чиновнику рикошетом, непосредственно его не затрагивая. Впервые имя Эльяшевича как подозреваемого прозвучало лишь в связи с уголовным делом об «искусственно раздутой» задолженности.
Ни одно из вышеупомянутых уголовных дел, разумеется, пока не завершено, но свою роль в судебном процессе вокруг долгов «Главснаба» они уже сыграли. Видимо, вняв аргументам следствия, арбитражный суд восстановил апелляционный срок по делу о взыскании задолженности «Главснаба» перед компанией «Минтаро», несмотря на то что по этому делу уже наступил пресекательный срок. Недаром Высшая квалификационная коллегия арбитражного суда не поддержала это решение.
Таким образом, против бывшего директора «Главснаба» сплотились все: правоохранительные органы, суды, а для полноты картины – еще и спецслужбы. Спрашивается, стоит ли обычный хозяйственный спор такого пристального внимания «силовиков» и Фемиды, какого удостоилось «дело «Главснаба»?
Денис СМИРНОВ
фото ИНТЕРПРЕСС