Боль узнавания
Родственников погибших пассажиров Airbus 321 начали вызывать на болезненную процедуру опознания. Судя по всему, она будет долгой.
Первый борт с телами жертв синайской трагедии прибыл в Петербург рано утром 2 ноября. В пять утра в небе над Пулково мелькнул Ил-76. Он доставил из Каира в Петербург тела 127 погибших. Второй, прибывший на сутки позже, – личные вещи пассажиров.
Руководство МЧС обещает: самолеты в Египет будут отправляться ежедневно до тех пор, пока не доставят всех.
Со взлетной полосы тела на фурах доставили в Бюро судебно-медицинской экспертизы, а оттуда – в крематорий на Шафировском проспекте. Синие микроавтобусы с надписью "Специально" один за другим проезжают по улицам города в сопровождении машин ДПС. Громко ревут сирены. Машины подъезжают к служебному въезду в крематорий и исчезают за зеленым забором.
Сюда на опознание привозят родственников погибших. Подвозят группами. Семьи, прибывшие из других регионов, – прямо из отеля CrownPlaza, где разместили более 60 человек. Кто-то приезжает сам.
Дорога боли
О том, что от площади Мужества автобус № 138 идет к городскому крематорию, можно догадаться, окинув взглядом остановку в этот промозглый ноябрьский день.
Транспорта тут дожидаются десяток человек в черном – преимущественно пары. Вот мужчина в кожаной кепке поддерживает под руку пожилую спутницу, вот чуть поодаль курят трое молодых парней. Никто не обменивается репликами. Автобуса ждут долго.
Ко мне подходят две пенсионерки. Одна в очках и траурном черном платке, предлагает поймать такси и доехать до крематория на троих: вдвоем получается дорого. В двадцати метрах от остановки припаркованы три машины с шашками. Подвезти до крематория – дорога минут 15 – таксисты готовы только за 600 рублей. Складывается впечатление, что именно поэтому автобусы ходят здесь так редко. Впрочем, не все так меркантильны – весь день 31 октября американский Uber развозил из Пулково по домам родственников пассажиров трагического рейса совершенно бесплатно.
Наконец автобус подъезжает. Мы полчаса безмолвно едем по маршруту Площадь Мужества – крематорий. Мужества тем, кто провел эти дни на Шафировском проспекте, 12, не занимать.
В центре
Вдоль забора выстроились тележурналисты: не меньше десятка камер. Сюда иногда выходят представители МЧС – рассказать, как проходит процедура. Проходит мучительно долго. За первый день были опознаны тела всего девяти погибших. Как отмечают психологи МЧС, продолжительность процедуры в каждом случае индивидуальна – она зависит от того, насколько болезненно процесс переживают сами родственники. И от состояния тел – известно, что при крушении самолет горел.
Опознание проходит в административном здании в пяти минутах ходьбы от ворот крематория. Дорога идет вверх – по ней с букетами поднимаются те, кто приехал попрощаться с близкими: в дни траура крематорий не прервал свою работу. В здании, где проходит опознание, одновременно находится три десятка человек.
Помочь пережить
В актовом зале с людьми работают психологи, за раздвижной ширмой дежурят врачи. На стенах телефоны экстренных служб. У входа дежурит микроавтобус с бесплатной выпечкой, воду, чай и кофе раздают внутри здания. В холле ждут своей очереди родственники – около двадцати человек. Это те, кому позвонили и попросили приехать на опознание. Процедура проходит в том же здании. Всех остальных просят дожидаться звонка дома.
Вызывают не пофамильно, а в произвольном порядке – по тому, как тела готовили к опознанию. Для проведения процедуры достаточно присутствия одного родственника, но чаще всего люди приезжают семьями, поддержать друг друга. Тех, кто оказался на Шафировском раньше времени, отправляют домой. Объясняют: кроме боли, ожидание ничего не принесет. Мягко, но решительно просят разъезжаться и друзей погибших, которые, перепутав, приехали в крематорий с цветами – на церемонию прощания. Особенно много их в первый день, когда в новостях появилась информация, что борт с телами прибыл в город, но не было подробностей.
Психологи работают слаженно. Деликатно подходят к новоприбывшим, утешают, предлагают воду или услуги врача. Безусловно, весть о том, что рейс 9268 потерпел крушение, стала для родственников первым ударом. Но за ним последовал второй, еще более болезненный – процедура опознания. Именно здесь многие выходят из состояния шока и осознают, что они потеряли близких.
Снять эту боль психологи не в силах, но пытаются помочь человеку отыскать внутренние ресурсы, чтобы пережить трагедию.
Представитель Центра экстренной психологической помощи МЧС России Лидия Тимофеева подтвердила: именно на сопровождении процедуры опознания погибших сейчас брошены основные силы специалистов. Это один из самых сложных этапов для близких людей. С родственниками сейчас работает 60 психологов. Также продолжаются работа горячей линии МЧС России для родственников и близких погибших, где они могут получить психологическую поддержку.
По словам Тимофеевой, всего за три дня к специалистам обратились 2,5 тысячи раз. Около двух тысяч обращений было именно по телефону.
Но времени ожидания в холле, заполненном общим для всех ощущением безутешного горя, это, к сожалению, не сокращает. Некоторые семьи провели в крематории несколько часов, дожидаясь своей очереди. Мужчина из Киришей рассказал, что семья, которую он на своем автомобиле привез на опознание, находится в центре больше четырех часов.
Специалисты не скрывают – несмотря на то, что центр продолжит работу в круглосуточном режиме, опознание погибших займет не один день. Рассчитывать на то, что скорбные процедуры будут завершены в ближайшие дни, бессмысленно.
А значит, городу надо запастись мужеством.
****
О компенсациях родственникам погибших стало известно лишь на третий день трагедии. Смольный заявил о готовности выплатить семьям по миллиону рублей. Такую же сумму предоставит жителям своего региона Ленинградская область. Средства выделят из резервного фонда Ленобласти по ЧП. Также выплаты начали страховые компании. "Ингосстрах" принимает заявления от семей погибших, компания гарантировала выплату двух миллионов рублей после завершения процедуры оформления страхового случая.
Работу с родственниками – и в штабе поддержки родственникам погибших, и в крематории – ведет Следственный комитет. Уже известно, что трагедия квалифицирована по двум статьям Уголовного кодекса – 263-й (нарушение правил эксплуатации воздушного транспорта) и 238-й (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности).
Петербург выступил с инициативой воздвигнуть мемориал жертвам катастрофы. Его предлагается создать на севере города, на Белоостровском кладбище.