Префект-эффект

27 октября 2003 10:00

Первая реформа, которая намечается в нашем городе при новой власти, - территориально-административная. По словам Валентины Матвиенко, в ближайшее время Петербургу предстоит пережить укрупнение районов. Так, например, одной территориальной единицей должны стать Московский и Фрунзенский, Петроградский и Приморский районы (единственное исключение - Василеостровский, ну оно и понятно, остров он и есть остров). И название этим новообразованиям определены - префектуры. Исходя из чего становится ясно, что имела в виду новоиспеченная хозяйка Смольного, когда на собственной инаугурации обещала Лужкову перенять позитивный опыт Первопрестольной.




Давненько не вывозили - есть чем поживиться...


Не стоит недооценивать значимость предстоящих событий. По сути дела, это начало самой настоящей «бархатной революции» в недрах городского управленческого аппарата. Ведь простым укрупнением административных единиц дело не ограничится. Префектуры получат новые обязанности и полномочия, коих районные администрации были начисто лишены. Уже сейчас говорят о передаче им части функций Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству. Интересно, что эта идея была одобрена как председателем комитета еще «яковлевской» администрации Владимиром Дедюхиным, так и «новым» вице-губернатором, курирующим данный блок Олегом Виролайненом. Более того, знающие люди намекают, что последний якобы сам внес данное предложение на рассмотрение губернатора. Поступок, скажем прямо, экзотический: чиновник добровольно предлагает снять с себя часть обязанностей...
Ходят разговоры и о передаче префектурам части функций Комитета по содержанию жилищного фонда, т.е. большей части работ, связанных с ЖКХ. Якобы это будет способствовать появлению реального рынка в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Речь идет о конкуренции среди частных компаний, которые будут бороться за право выполнять различные работы по обслуживанию и ремонту. В чем, как известно, и состоит основная идея жилищно-коммунальной реформы, которая официально началась еще в середине 90-х годов. Правда, пока Смольный не объяснил, почему конкурсы, организованные префектами, будут прозрачнее и честнее, чем под эгидой соответствующего комитета городской администрации.
Для чего данные нововведения понадобились петербургскому губернатору - понятно. Это еще один шаг, направленный на централизацию власти, выстраивание собственной административной вертикали. Ведь губернатор отлично понимает, что уже где-то через год ситуация в городе может кардинально измениться. Политический барометр не будет вечно показывать хозяину Смольного ясную погоду. А назначить или снять префекта гораздо легче, чем вице-губернатора, здесь согласие Законодательного собрания не требуется, и мнение народных избранников никого не волнует...
Есть и другие болезненные особенности предстоящей операции. Проводиться она, как и многие подобные административные преобразования, будет без наркоза. Больные - главы районных администраций, оставшиеся без должности, и чиновники комитетов горадминистрации - будут отчаянно сопротивляться собственной «ампутации». Продлиться эта агония может довольно долго. Разумеется, она не будет способствовать слаженной работе различных структурных подразделений исполнительной власти города.
Возможно, что это предложение вообще появилось не вовремя. Ведь в грядущем году в России должна начаться муниципальная реформа, над которой уже не один год в недрах президентской администрации трудится команда под руководством Дмитрия Козака. Естественно, нынешние 111 городских муниципальных образований будут укрупнены. Вариант крошечных МО, некогда предложенный Владимиром Яковлевым, был изначально мертворожденным, что, собственно, и подтвердила жизнь. Власть оказалась чрезвычайно близка к народу лишь по одному признаку: у муниципалов, как и у обычных людей, никакой реальной власти просто нет.
Сегодня многие МО занимаются исключительно благоустройством дворов и парадных (по возможности не забывая получать свой «откат» от подрядчиков) и изданием собственных газет. По мысли Козака, МО после укрупнения получат гораздо большие полномочия. Вероятно, что многие функции, которые сегодня отойдут префектурам, вскоре придется передавать уже муниципалам. Иными словами, еще одна, в лучшем случае полугодовая чехарда нам обеспечена.
Возможно, затевать эти структурно-административные пертурбации следовало бы одновременно. Чтобы не погрязнуть в очередной бесконечной префектурно-муниципальной перестройке...

Леонид ПАНЧЕНКО
фото Александра ГУТОРКИНА