Свободный художник серьезного абсурда

27 октября 2003 10:00

На прошлой неделе в интернет-клубе «Quo Vadis?» (на Невском, 24) открылась выставка Дмитрия Казнина, художника и журналиста. Или журналиста и художника - мы не знаем, какое из этих занятий для Димы важнее. Да и он сам не может ответить с уверенностью. То ли он, серьезный радиожурналист, работающий на серьезной радиостанции «Свобода», в свободное от радиорепортажей время занимается такими несерьезными рисунками? То ли наоборот, журналистика довольствуется оставшимся от рисунков временем? Но так или иначе, это уже пятая его выставка, своего рода юбилей...




Первые еще ученические рисунки появились на полях школьных и студенческих тетрадок. Первое, что уже было не стыдно назвать академическим словом «работы», - восемь лет назад, в 1995-м, как раз тогда, когда Дима перебрался в Петербург из далекого сибирского города Кемерово. А в 2000-м - первая выставка.
О его рисунках говорить непросто. Можно пересказать сюжет, ведь в каждом разыгрывается своя история, - как положено, с завязкой, кульминацией, развязкой. Рисунок - это всего лишь один выхваченный из этого потока событий стоп-кадр. Но это только сюжет. А идею каждый все равно понимает по-своему.
Хотя мне кажется, есть что-то, что объединяет все Димины рисунки. Это поиск чего-то необыкновенного, чудесного, сказочного в обыденном течении жизни. И наоборот, поиск чего-то вполне обыденного и до боли знакомого в мистическом мире. Сочетание несочетаемого рождает сюжет... Мужик, отправившийся в лес за дровами, выходит к просеке... уличных фонарей («Пошел за дровами и заблудился»). Бомжи весело рассекают ночной Питер на грузчицкой повозке под пиратским флагом («Набережная Обводного канала»). Собака вдруг увидела себя в образе кенгуру («Другой мир»). Мальчик, несмотря на палящее солнце, одет в пальто и меховую шапку («Неожиданно жаркий день»). А в древних наскальных рисунках явственно просматривается лукавый Карлсон с пропеллером («Нижний палеолит. Карлсон»)...
- Журналистика и твои рисунки - это же совершенно непересекающиеся вещи.
- Как ни странно, как-то все же пересекаются, - улыбается Дмитрий. - Вот пример. Сижу я на пресс-конференции. Атмосфера серьезная, дальше ехать некуда. А я вдруг совершенно не к месту понимаю, как изобразить сюжет, который я долго и безуспешно обдумывал. Такие вот озарения. И чем торжественней и серьезней обстановка, чем пафоснее речи, тем неожиданнее приходит решение.
- Психологи скажут, что так ты защищаешься от реальности...


- Я так не думаю. Просто на сверхсерьезных мероприятиях часто веет абсурдом, и в голове рождаются смешные нелепости. Сама обстановка провоцирует воображение на создание комичных ситуаций.
- А ты мог бы совместить свои картины с журналистикой? Скажем, работать карикатуристом в какой-то газете?
- Думаю, мог бы. Но не знаю, подошло бы это газете. Часто, когда я просматриваю карикатуры в сегодняшних газетах, понимаю, что нарисовал бы совсем иначе. Скажем, если бы мне нужно было изобразить что-то связанное со встречей Путина и Буша, их самих не было бы «в кадре», там были бы совсем другие персонажи.
- И все-таки - что для тебя творчество, а что ремесло?
- Трудно сказать. С уверенностью могу ответить одно: рисунки - это точно творчество. А журналистка - точно не ремесло...

Дмитрий КРЕЧЕТОВ



vkontakte twitter facebook youtube

Подпишись на наши группы в социальных сетях!

close